Терапия творчеством: как увлечения помогают детям правильно проживать эмоции - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Терапия творчеством: как увлечения помогают детям правильно проживать эмоции

Терапия творчеством: как увлечения помогают детям правильно проживать эмоции

Рисование, лепка, музыка, танцы – больше, чем хобби.

  • 20 Апреля 2020
  • 625
Фото - Caravan.kz

Психологами и детскими терапевтами уже доказано, что творчество оказывает исцеляющий эффект, влияет на эмоциональное состояние и формирует ребенка как целостную личность.

Участие родителей — важная составляющая арт-терапии

Арт-терапия помогает понять эмоциональное состояние ребенка, его страхи, внутренние конфликты и вступить в творческий диалог с помощью волшебной силы искусства. Даже просто вместе нарисовав рисунок или обсудив его вместе с ребенком.

В самых разных условиях детям важно не переставать рисовать или заниматься другим творчеством. Чтобы налаживать связь с собой, своими эмоциями и со взрослыми, которым всегда хочется показать результат. И тут поддержка, поощрение, активное участие — важный элемент арт-терапии со стороны родителя и любого взрослого, — считает алматинский педагог по живописи и арт-терапевт Елена Махмутова. 

Самый любимый детьми вид арт-терапии – рисование, или изотерапия. В рисунках отражается внутренний мир маленького художника. Возможно, то, что он не может высказать взрослым и даже ровесникам. Малыш, ребенок, подросток в красках передает свое настроение и выплескивает эмоции. Таким образом энергия малыша направляется в нужное русло.

Осознание и правильное проживание эмоций

Рисование, создание оригинальных поделок вырабатывают у ребенка внимательность, усидчивость, и при этом он ощущает себя совершенно комфортно. Особенно специалисты отмечают пользу лепки. Например, из традиционного пластилина, полимерной глины, воска или соленого теста.

Увлекаясь творческим занятием, дети и подростки находят способ преодоления внутреннего конфликта. При этом негативные эмоции направляются на плоскость картины или какой-либо поделки. И постепенно, именно в этой плоскости эмоции осознаются, так как малыш абстрагируется.

 

Музыка и танцы

В современном мире арт-терапия не ограничивается изобразительным искусством. За границей все большую популярность набирает музыкальная терапия. Базовые музыкальные понятия могут быть представлены родителями в виде игровых образов. Можно рассказать ребенку о сказочной стране Гармонии, в которой правит королева Мелодия и король Ритм.  Прослушивание музыкальных композиций можно превратить в небольшое арт-путешествие.  

Составляющей музыкальной терапии являются и танцы. Как объясняют психологи, наши эмоции живут в теле, поэтому собственный танец — эффективный способ выражения чувств.

Посвящая время своему увлечению, ребенок учится правильно формировать свои желания и потребности. Через искусство мы познаем себя, и это касается как подрастающего поколения, так и взрослых. 

Мнение психолога 

Наталья Нуралдин, психолог из Алматы

 

 

В условиях нынешней изоляции дети, как и взрослые, оказались запертыми физически в своих жилищах. Это не может не оказывать негативного воздействия на психику. Вне зависимости от возраста ребенок реагирует на общее напряженное состояние. У младенца может испортиться сон, он может начать хуже кушать. Дети постарше также реагируют изменением в настроении и  поведении. Даже если родители стараются не показывать своего напряжения или вовсе не чувствуют, что такое напряжение есть, ребенок очень тонко считывает изменившуюся реальность, реакции взрослых на вынужденное нахождение дома, на неопределенность, которая ожидает за его пределами. Ему не совсем понятно, о чем говорят в новостях, но он уже точно знает, что что-то происходит ему непривычное. Что-то, к чему нужно адаптироваться.

Если взрослые прибегают к сознательным усилиям, чтобы унять свою тревогу: они могут обсудить происходящее с друзьями и близкими, могут постараться убедить себя, что все будет хорошо, — то с ребенком иногда этого бывает недостаточно. Отличным способом выражения фантазий, снятия тревог, страхов, любого эмоционального напряжения может стать творчество.

Любое творчество всегда позитивно влияет на психическое состояние человека. Будь то ребенок или взрослый. Рисование, сочинение историй, сценическое разыгрывание сюжетов, занятие музыкой, пение и многое другое способны оказать исцеляющий и стимулирующий эффект на психику.

  • Развитие мышления

Занятия творчеством способствуют формированию новых нейронных связей. Как следствие, скорость реакций и продуктивность психической деятельности возрастают. Мы наблюдаем развитие спонтанности и свободы мыcли.

  • Развитие речи

Вслед за мыслью развивается речь. Еще раз подчеркнем: с физиологической точки зрения, обогащение нейронных связей есть залог общего успешного психического развития.  

  • Развитие чувств

Соприкасаясь с прекрасным, ребенок наполняется переживаниями, обогащающими его чувственность. Это может быть изображение, увиденное им или созданное его собственной кистью, звук инструмента или голоса, движение танца.

  • Укрепление самооценки

Чувство удовлетворения от сделанного повышает самооценку. Ребенок накапливает опыт успешно выполненных задумок и идей.  

  • Снижение эмоционального напряжения

Творчество позволяет выражать переживания, фантазии, эмоции. В рисунке, в придуманной истории ребенок бессознательно и спонтанно иллюстрирует свой внутренний мир. Его тревоги, разделенные с вами, становятся менее волнующими, а значит, их можно переносить, с ними можно справляться без ущерба для себя.

  • Создание эмоционального контакта с миром

Совместная арт-терапия создает непринужденную атмосферу тесного физического и эмоционального взаимодействия. Это отличный способ наладить диалог с ребенком. Можно обсуждать его рисунки. Создавая с ним небольшие истории, вы получите шанс увидеть его взгляд на многие вещи и поделиться своим. Ребенок получит опыт принятия. Он почувствует себя услышанным. Складывающиеся навыки диалога обязательно выносятся за пределы семьи и будут успешно применяться в общении со сверстниками.

Главное, чтобы взрослые, кроме времени, которого сейчас у большинства стало в изобилии, отыскали в себе эмоциональный ресурс для занятий с ребенком. Чтобы помочь ребенку погрузиться в процесс творчества, позвольте себе вернуться ненадолго в собственное детство, станьте немножко ребенком. Играйте, рисуйте, пойте, танцуйте вместе со своими детьми. Если вам это удастся, ребенок непременно почувствует это.  

Чтобы любая обучающая или развивающая деятельность имела ожидаемый эффект, она должна проводиться на позитивном эмоциональном фоне, — резюмировала Наталья Нуралдин.