Нереальные условия, формальные услуги
– В Северо-Казахстанской области только за первый квартал этого года из 12 привлеченных за коррупционные правонарушения лиц пятеро наказаны за нарушения в сфере госзакупок, – говорит заведующий секретариатом дисциплинарного совета областного департамента агентства по делам госслужбы Жанат ЖУМАБАЕВ. – За два года в сфере государственных закупок выявлено 56 преступлений – 33 процента всех коррупционных правонарушений. Около 90 процентов привлеченных за коррупцию – служащие исполнительных органов власти и их подведомственных организаций. Непорядок в сфере госзакупок кроется в отсутствии как прогнозирования и планирования, так и четких сроков выполнения данной работы. Нередки факты, когда неосвоенные средства остаются на конец года, а потом их начинают осваивать в хаотичном порядке. Причем выполнение работ и исполненные услуги, чаще всего, тоже формальны. Коррупционные схемы по госзакупкам разнообразны.
Подавляющее число коррупционных действий сводится к лоббированию чиновниками интересов конкретных поставщиков. Самыми распространенными являются откаты, махинации с тендерными предложениями и использование подставных или фиктивных компаний. В Северо-Казахстанской области даже создали специальную рабочую группу, чтобы контролировать госзакупки, и состав ее вроде как солидный – работники прокуратуры, антикоррупционной службы, департамента госдоходов, инспекции финансового контроля, управления финансов, госэкспертизы и палаты предпринимателей области. Но разве наших чиновников этим напугаешь или остановишь?! В этом году был уволен руководитель отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и автодорог Айыртауского района, он неоднократно превышал служебные полномочия и не принимал мер в отношении недобросовестных поставщиков. Другой пример – в Петропавловском театре кукол пришлось увольнять директора и заместителя за то, что они отдали предпочтение по ремонту здания компании, не соответствовавшей всем требованиям конкурса по госзакупкам.
“Обидно, что не дают честно работать”
Гульмира И. работает в сфере детского общественного питания:
– В этом году решили попробовать поработать в Петропавловске. Если посчитать расходы на подготовку пакета документов, на участие в конкурсе госзакупок ушло около 300 тысяч тенге. Наша организация очень ответственно подошла к этому вопросу. Но еще не факт, что выиграем. Может случиться так, что деньги будут потрачены впустую. Не раз сталкивались и с другими трудностями. Так, участвуя в конкурсе, переходили дорогу кому-то важному, даже не зная об этом. После были звонки из госорганов с угрозами, мол, откажитесь, иначе мы вас будем топить. Мы не отказались, и нас в буквальном смысле топили бесконечными придирками, мы еле-еле выдержали год… Обидно, что работать честно и прозрачно не дают.
А при изучении сайта госзакупок Казахстана выяснилось, что сроки выполнения работ можно выставить минимальные – чтобы у “нежелательных участников” сложилось впечатление, что за такое время осилить задание просто невозможно, а значит, нет смысла участвовать в конкурсе. Для выигравших же сроки работ, указанные в договорах, как показала практика, могут и не соблюдаться. То же самое – в отношении больших объемов работ, заведомо невыполнимых на указанную сумму.
Системные неувязки
Нескончаемые проблемы с госзакупками должен был решить переход с 2013 года на формат электронных торгов. И цели называли благие – снизить бюджетные расходы на приобретение товаров, работ и услуг для госнужд; сократить затраты на проведение процедур; создать здоровую конкуренцию и быстрый доступ к информации. Но, как уверяют специалисты, недоработок на сайте госзакупок – масса. Одна из них – непонимание между поставщиками и заказчиками при проведении процедур госзакупок. Совершенствования требует и нормативно-правовая база, и техническая сторона вопроса. Еще казахстанские IT-специалисты выяснили, что данные на сайтах госзакупок страны совсем не предназначены для машиночитаемого формата, названия лотов не стандартизированы, нет критериев качества товара:
– Встречаются расхождения в форматах различных баз данных, всевозможные неточности, многочисленные имена присваиваются одному и тому же элементу данных, элементы дублируются без реальной надобности, есть грамматические и орфографические ошибки.
IT-активисты на общественных началах даже взялись за разработку ресурса с улучшенным наполнением:
– Цель – облегчить выбор нужного лота заказчикам и показать цельную картинку выбора.
Но на верхах вряд ли эту идею поддержат. Ведь нечистые на руку бастыки у нас, к сожалению, – типичное явление. И им абсолютно не нужно, чтобы реальная картина в сфере государственных закупок выплыла наружу!
Северо-Казахстанская область