Однако, по мнению оппозиционеров и критиков, все это приводит к совершенно обратным результатам. Вообще, критиковать легче, чем делать что-то самому. А потому не будем конкретизировать тех, для кого «пропесочивание» чужих начинаний это не столько поиск оптимальных путей решения проблем и задач, сколько метод пропиарить себя любимых.
Тем не менее, не откажем и себе в праве под критическим углом взглянуть на официальную программу.
Итак, несколько выдержек из «Отчета акима Южно-Казахстанской области Аскара Мырзахемтова «Об итогах социально-экономического развития ЮКО в 2009 году и задачах на 2010 год», и в частности раздел «О положительной работе, проводимой в области», с критическими комментариями.
Преамбула: «С целью ознакомления населения области и представителей общественных институтов с проводимой в области работой к 14-летию принятия Конституции Республики Казахстан был организован караван «Благие дела Юга».
«…По вопросам борьбы с коррупцией в 2009 году было проведено 8 заседаний. Была реорганизована структура аппарата акима области. Повысилась ответственность зав. отделами аппарата областного акима и главных инспекторов…
…В связи с неоднократными фактами коррупции, а также в целях предотвращения подобных фактов в дальнейшем, в июле месяце было принято распоряжение «Об усилении ответственности акимов, руководителей местных исполнительных органов»…
Комментарий
Между тем, в 2009 году Департаментом по борьбе с коррупций (финполиция) было выявлено 233 коррупционных преступлений, направлено в суд 213 уголовных дел. По приговорам судов области за совершение преступлений коррупционного характера осуждено 97 уполномоченных на выполнение государственных функций и приравненных к ним лиц.
«…Определены организаторы государственных закупок, упорядочены вопросы организации и проведения государственных закупок, тендеры распределены между областью и районами, повышена ответственность членов тендерных комиссий, в частности в состав областных комиссий введены заместители акимов районов и городов, а также работники юридического и экономического отделов аппарата акима области…»
Комментарий
Между тем, по неофициальным данным, большинство коррупционных нарушений и лоббирований в ходе тендеров на государственные закупки, происходят именно под «крышеванием» всевозможных акимов, замов и завов.
«…При проведении государственных закупок с целью расширения казахстанского содержания предпочтение отдается отечественным товаропроизводителям. Для осуществления постоянного контроля в состав комиссии вошли представители управления предпринимательства и промышленности…»
Комментарий
Между тем, если отечественный производитель предлагает свой товар гораздо дороже, чем импортный, да к тому же еще и худший по качеству, то с точки зрения госзаказа совершенно непозволительно давать богатеть местному «производителю» за счет налогоплательщиков.
«…В результате проведенного анализа материально-технической базы предприятий, которые занимаются строительно-монтажными и проектными работами, отозваны лицензии у 253 предприятий…»
Комментарий
А это как бы демонстрация того самого, давно обещанного «черного списка» фирм-однодневок, некогда выигрывавших государственные тендеры, получавших миллионные транши, а затем бесследно исчезавших. Радует, что чистки все-таки идут. Удручает, что дело с получением лицензий фирмами, материально-техническая база которых не соответствует подобным работам, поставлено видимо на поток (иначе откуда взялось такое количество предприятий, у которых пришлось отзывать лицензии?). И кто поручится, что избавившись от этих 253 однодневок, мы не получим вскорости еще 500 подобных фирмочек, не фигурирующих пока в «черном списке»? Что опять-таки приведет к тому, что государство (и налогоплательщик) вновь «проиграют» очередные тендеры.
«…По конкурсам 2009 года, проведенным с нарушениями норм законодательства о государственных закупках, рассмотрена ответственность соответствующих должностных лиц, в результате чего 22 человека освобождены от занимаемой должности…».
Комментарий
По данным финпола, ущерб по коррупционным преступлениям в 2009 году составил 261,5 млн. тенге.
«…Впервые принят областной бюджет на 3 года. Общий объем бюджета составил 239,4 млрд. тенге, в том числе собственные доходы — 40 млрд. тенге. Это по сравнению с планом прошлого года больше на 1 млрд.тенге. Организованы рабочие группы, которые выявили актуальные проблемы населения. В результате в бюджете этого года заложены средства на решение всех проблем, требующих первоочередного решения. В том числе особое внимание уделено сферам образования и здравоохранения, водоснабжения, газоснабжения в сельских населенных пунктах…»
Комментарий
Аналогичные обещания жители ЮКО слышат из года в год. Однако в медицинских учреждениях Южного Казахстана продолжают вспыхивать очаги особо опасных инфекций, уносящих жизни людей, в поселках по-прежнему собирают для питья дождевую воду, в школах идет трех- а то и четырехсменка…