Фирмы-однодневки появляются как грибы после дождя. Провернув нужную операцию, они также быстро бесследно исчезают. Найти их концы почти не удается. Только в Западно-Казахстанской области таких предприятии в 2000 году было 1762, в прошлом году- 2228, а в нынешнем- их насчитывается уже 2473.
Основной лазейкой развития теневой экономики в стране является возможность ложного банкротства. Дабы уйти от ответственности по обязательствам, предприниматели подводят свои предприятия под полную несостоятельность, распихивая все свое имущество по родственникам, а затем подводя себя под ярлык «гол как сокол». А как только буря утихомирится, они возрождаются заново. Министерство государственных доходов в связи этим начало работу по проведению жесткой проверки состоятельности должников, прежде чем направлять заявления в суд о признании должника банкротом. При этом основной акцент делается на выявление фактов умышленного приведения должника к неплатежеспособности, совершенное собственником его имущества или органами юридического лица-должника в личных целях, а также наличие возможности удовлетворения требовании кредиторов в полном объеме. В Западно-Казахстанской области выявлены 2 факта ложного и преднамеренного банкротства в Таскалинском районе-ТОО»Шагала» и ТОО»Брлик». В первом случае выявлен факт сокрытия имущества. А во втором установлена фальсификация финансовой отчетности. В конечном итоге решения о признании банкротами данных предприятии были отменены и решением суда переданы в финансовую полицию для возбуждения уголовного дела. Впрочем работа финансовых полицейских самих налоговиков абсолютно не устраивает. Налоговые службы сетуют на то, что финансовые полицейские проявляют мягкотелость, по непонятным причинам очень трудно идут на то, чтобы возбудить уголовные дела на нарушителей закона. В прошлом году в ДФП от налоговиков поступило 44 материала на сумму 216 миллионов тенге по вопиющим фактам нарушения законности. Однако уголовное дело было возбуждено только по одному факту на сумму 27 миллионов тенге. В нынешнем году из 19материалов на сумму 703 миллиона тенге возбуждены только 4 уголовных дела. Всем остальным нарушителям удалось уйти от ответственности. Впрочем, если даже дело доходит до суда, то последние не всегда оказываются компетентны рассматривать дела, вязанные с налогами. Уж слишком это специфичная сфера, требующая от судьи экономических и бухгалтерских знаний. Для судьи, специализирующегося на общеуголовных и гражданских делах налоговое законодательство может оказаться просто не по зубам. Не понимая, сути происходящего, судьи, зачастую, просто «ломают» дела, бюджет теряет большие деньги. А потому создание экономических судов в Казахстане, может наконец, выправить ситуацию в этом отношении.
Нынешний налоговый кодекс создает огромное поле для развития теневого бизнеса. Он позволяет предпринимателям работать в трех налоговых режимах: обычный с учетом доходов-расходов; патентный; а также упрощенная декларация. В результате такого подхода растет недоимка в бюджет, предприниматели просто-напросто уходят вообще от уплаты налогов или просто сами исчезают. Спохватившись, налоговики начинают их искать, объявлять в розыск, да что толку, что уплыло, то пропало. Бизнесмены-проныры, зная слабые стороны закона, да и самих служб, стоящих на страже порядка, бросив одну фирму, открывают другую, точно такую же, но под другим названием.
Налоговые службы на местах, дабы хоть как-то укротить теневиков, предлагают законодательно запретить открывать предприятия лицам, у которых есть бездействующие предприятия. На сегодня юридически никто не может запретить предпринимателю провернуть такую махинацию, да и незаконным это не считается. При этом получается, что закон способствует перекачиванию и переливанию денег в теневую экономику. Казалось бы это явный криминал, а что поделать, если закон не отработан? Причем, надо подчеркнуть, что это новый Налоговый кодекс.
А дальше мы наблюдаем еще более интересную картину. Новоиспеченное предприятие, регистрируется в юстиции, тут же изготовляет печать и штампы, получает статус юридического лица, фиксируется в статических органах, а потом пропадает, «забыв» встать на учет в налоговом комитете. Потом выясняется, что ежемесячно энное количество предприятий попадают в категорию бездействующих. Впрочем, действовать- то они действуют, да еще как. Продают и покупают товары и услуги, создавая проблему неуплаты налогов. По словам начальника налогового комитета по Западно-Казахстанской области Марата Абдрахманова, в ходе проверок встречаются факты приобретения хозяйствующими субъектами товаров, работ и услуг у предприятии, которые не зарегистрированы в налоговых органах и, соответственно не являются налогоплательщиками.
Практика с выписками фиктивных счетов-фактур бездействующих предприятий, сложилась в целом по Казахстану. С начала нынешнего года в МГД РК представлено 10ответов на встречные проверки по налогоплательщикам, не имеющимся в базе данных МГД, то есть не состоящим на налоговом учете. В порядке вещей — случаи сокрытия доходов путем занижения налогооблагаемой базы и сокрытия прибыли. Никто не отрицает и того, что на подобного рода ухищрения бизнесмены идут не без помощи работников структур, стоящих на страже поступления налогов и просто больших и малых чиновников. Без их помощи предпринимателям было бы намного сложнее проворачивать свои операции. Иногда невозможно противостоять натиску больших начальников, которые извлекают прибыль через подставные фирмы. Сей факт признается, хотя считается труднодоказуемым. Теневой бизнес процветает в сфере подакцизной продукции. Левая водка и спирт текут рекой. Остановить этот процесс также невозможно, уж слишком большие деньги и люди здесь задействованы. И то, что в сети полицейских попадают мелкие перекупщики, это лишь вершина айсберга. Больше 5-6тонн спирта наши полицейские почти не задерживают, ибо за крупной партией крупные личности. То же самое с нефтепродуктами. Здесь настоящий Клондайк, но кто его выведет на чистую воду? А бюджет при этом продолжает терять миллионы и даже миллиарды. В Западно-Казахстанской области само наличие явления теневой экономики признали только в прошлом году. До этого власти на эту тему просто не заикались, повторяя, что криминала в экономике просто не может быть. Тогда же в конце года в области были разработаны меры по борьбе с теневой экономикой, и только после этого началась вынужденная активизация действии в этом отношении со стороны, «застывших» служб.
Развитие экономики Казахстана дает хорошую почву и для процветания теневого бизнеса, перекачивания больших финансовых средств из одной структуры в другую. А на Западе Казахстана, где идет вложение инвестиции в нефтегазовый сектор, сам бог велел проворачивать махинации не только отечественным остапам бендерам, но и заморским Сэмам. А значит еще не один миллион утечет мимо государственной казны в чьи-то карманы.