Технико-экономическая оценка и имидж государства - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Технико-экономическая оценка и имидж государства

Технико-экономическая оценка и имидж государства

На последнем заседании правительства премьер-министр Казахстана высказался за финансирование комплекса мер по утилизации радиоактивных отходов из бюджетных средств.

  • 3 Марта 2003
  • 1346
Фото - Caravan.kz

Это означает, что проект НАК «Казатомпром» по «Ввозу и захоронению низко- и среднерадиоактивных отходов», инициированный в июне 2001 года группой депутатов мажилиса, выразивших свою озабоченность сложившейся «неблагоприятной радиоэкологической обстановкой», пока не встретил поддержки у правительственного руководства.
Известие о решении правительства не стало неожиданным, хотя до конца января ситуация по принятию проекта была вполне обнадеживающей, как для разработчиков документа, так и для лоббирующих его групп. Тем более, что свою моральную поддержку предложений руководства Национальной атомной компании несколько раз высказывал глава государства. Еще в августе 2001 года Президент отмечал, что не исключает возможности захоронения на территории республики низко- и среднеактивных радиоактивных отходов, в том числе и зарубежных стран. Как подчеркнул тогда Н. Назарбаев, не стоит «с ходу» отклонять рассмотрение данного вопроса, не разобравшись в нем до конца: окончательное решение должно быть принято после всестороннего изучения данного вопроса. При этом президент сказал, что доверяет специалистам НАК, выступившим ранее с данной инициативой.
Успешная работа «Казатомпрома», направленная на реанимацию и развитие отрасли (увеличение более чем в четыре раза объема продаж своей продукции с1997 года) не осталась незамеченной и правительством. Как известно, руководство НАК в июле прошлого года заявило о намерениях через 25 лет стать крупнейшей уранодобывающей компанией в мире. Уже в следующем месяце было подписано Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 августа 2002 года N 926 «О Концепции развития урановой промышленности и атомной энергетики Республики Казахстан на 2002 — 2030 годы». В нем говорится, что «в целях определения концептуальных принципов для разработки Государственной программы развития урановой промышленности и атомной энергетики Республики Казахстан до 2030 года» Правительство РК постановляет одобрить данную Концепцию.
Надо отметить, что позиция правительства к вопросу о захоронении импортных радиоактивных отходов всегда была противоречивой. Об этом часто говорил министр МЭМР Владимир Школьник. Выступая на днях на заседании правительства, он отметил, что в настоящее время существует два главных мнения по этому вопросу. Согласно первой точке зрения, захоронение казахстанских радиоактивных отходов необходимо производить за деньги из республиканского бюджета. Другая версия предполагает, что эта утилизация должна осуществляться при помощи привлечения внебюджетных средств, за счет ввоза иностранных радиоактивных отходов и их захоронения на территории Казахстана. Агентство ЮрИнфо, ссылаясь на слова В. Школьника, проинформировало, что министерства финансов, здравоохранения, индустрии и торговли, охраны окружающей среды поддержали в своих письмах законопроект. «Министерство юстиции, культуры, информации и общественного согласия от предложений, как финансировать, воздержались. Министерство образования предложило до принятия окончательного решения «провести всеобъемлющий мониторинг радиационной обстановки».
По словам В. Школьника, министерство энергетики и минеральных ресурсов считает, что «нужно использовать все возможные источники, как бюджетные, так и внебюджетные, чтобы улучшить радиационную обстановку в стране». Однако, по сути, министр вновь высказался за принятие проекта. Основным доводом стало обоснование необходимости получения «быстрых» денег для утилизации. В. Школьник напомнил, что для реализации госпрограммы консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки уранодобывающих месторождений на 2001-2010 годы сегодня ежегодно выделяется 440 млн. тенге. При таком объеме финансирования утилизация радиоактивных отходов Казахстана растянется на 300 лет. Более того, в рамках республиканской программы «Здоровье» планируется сооружение комбината утилизации накопленных радиоактивных отходов, стоимость которого составляет 150 млн. долларов США. В связи с отсутствием средств его реализация пока не начата.
Вообще, мнения даже отдельных чиновников по проблеме захоронения отходов в последние месяцы были не только неоднозначными, но и противоречивыми. Вероятно, это объясняется тем обстоятельством, что до последнего времени глава правительства не давал конкретных и обнадеживающих установок в пользу или против той или иной точки зрения.
В начале прошлого месяца на брифинге в Алматы Айткуль Самакова, возглавляющая министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, сделала довольно странное заявление. Отметив, что «вопрос о законопроекте, разрешающем ввоз на территорию Казахстана низко- и среднеактивных радиоактивных отходов для их последующего захоронения требует тщательной проработки», министр сказала, что «что как эколог она против захоронения в Казахстане иностранных отходов». С другой стороны, поскольку в республике находится большое количество собственных радиоактивных отходов, которые способны резко осложнить экологическую обстановку в стране в будущем, а у государства нет необходимых средств для их захоронения, то проект НАК «Казатомпром» представляется «экономически выгодным» и «привлекательным».
После продолжительного сдержанно-терпимого отношения к инициативе «Казатомпрома», премьер-министр, вдруг, с января этого года, стал поворачиваться к ней спиной, а на днях объявил о решении правительства выделить деньги на проведение в 2004 году технико-экономического обоснования «ввоза и захоронения радиоактивных отходов на территории Казахстана». В пресс-релизе от 20 декабря прошлого года, НАК сообщает, что «Национальной атомной компанией «Казатомпром» проведена технико-экономическая оценка ввоза и захоронения на территории Республики Казахстан низко- и среднерадиоактивных отходов. Данный документ подтверждает выгодность и целесообразность проекта. Технико-экономическая оценка определила объем радиоактивных отходов иностранного происхождения, захоронение которых позволит реализовать финансирование программы по нормализации радиационной обстановки в Республике Казахстан». Возможно в правительстве усомнились в компетентности специалистов компании, а также в их способности мыслить на государственном уровне. Как особо подчеркнул И. Тасмагамбетов на правительственном заседании, технико-экономическая оценка ввоза радиоактивных отходов должна быть проведена «очень грамотно, квалифицированно, с привлечением международных экспертов». Более того, премьер напомнил, что необходимо рассматривать «не только экономическую целесообразность ввоза в Казахстан низко- и среднерадиоактивных отходов, но и экологическую безопасность, и вопросы, связанные с имиджем государства».
По поводу поиска средств для очистки территории Казахстана от имеющихся радиоактивных отходов ($1 млрд. 154 млн.) глава правительства высказался так: «Я убежден, что цифра не такая уж огромная и неподъемная для нашей страны», пояснив, что необходимое финансирование мероприятий по утилизации можно было бы осуществлять из бюджетных денег страны и «в течение 15-20 лет в плановом порядке решить эти вопросы», отказавшись от идеи ввоза ядерных отходов из-за рубежа. Премьер-министр считает, что необходимо акцентировать внимание на рассмотрении и реализации государственной программы консервации уранодобывающих предприятий и ликвидации последствий разработки уранодобывающих месторождений на 2001-2010 годы. По его поручению, министерство энергетики и минеральных ресурсов должно будет при подготовке бюджета 2004 года пересмотреть срочные вопросы данной программы, реализация которых требует увеличения средств, а затем, рассмотреть их в бюджетных комиссиях для принятия решения о приоритетном финансировании.
Ранее сторонники проекта «Казатомпрома» заявляли, что по «предварительным оценкам», в течение 25-30 лет Казахстан мог бы получить от захоронения средне- и низкоактивных радиационных отходов от $30 до $40 млрд. Предполагалось «помимо платы за услуги по хранению отходов также предусмотреть выплаты бонусов», которые ежегодно могли бы составлять сумму в $200-500 млн. Казахское информационное агентство привело слова главы правительства о том, что министерство здравоохранения, проанализировав проект, вынесло свое заключение: «при достаточном финансировании мероприятий по захоронению местных низко- и среднерадиоактивных отходов из республиканского бюджета, предлагаемый ввоз из-за рубежа аналогичных отходов с получением необходимых средств для попутного захоронения своих — будет нецелесообразным с точки зрения коммерческого проекта». Непонятно, почему оценку коммерческой состоятельности проекта дало министерство здравоохранения и в связи с чем он был признан коммерчески нецелесообразным, поскольку именно ввиду его экономической привлекательности проект был в центре внимания многих специалистов в течение последнего времени. Как бы то ни было, данное критическое замечание правительства направлено против самого главного аргумента НАК — обещаний значительных прибылей в случае успешной реализации проекта.
Разумеется, в настоящее время трудно прогнозировать, насколько последовательной будет отныне позиция правительства в отношении проблемы ввоза и захоронения ядерных отходов после недавних выступлений Премьера. Главное, чтобы эта позиция как можно меньше зависела от быстро меняющихся условий внешней и внутренней политической конъюнктуры. По словам И. Тасмагамбетова, «2004 год должен быть прорывным в этом вопросе».