А, что исключает из списка «уятов» современная молодежь? Исследовать мнения казахстанцев на эту тему попробовала корреспондент портала Caravan.kz.
Что интересно, за новые стереотипы охотно выступают девушки. На интернет-тусовках в разных социальных сетях звучат порой их очень смелые заявления.
«Я считаю, что давно уже не стыдно быть чайлдфри, пора уже признать всем людям в мире и нашим казахстанцам тоже, что любой человек имеет право не хотеть детей, — пишет жительница Актау Асем. М. – Мне двадцать пять лет, и меня вся семья то и дело спрашивает, когда уже замуж, дети, и однажды я сказала правду, что замуж, может, и пойду, а детей иметь не хочу. Бабушка аж за сердце схватилась: «Что она говорит? Позор…». Что в моем желании жить, не обременяя себя рождением и воспитанием потомства, позорного? Не хочу я быть молодой мамашей, кормить грудью, не спать ночами, когда дети болеют, тратить деньги желаю только на себя, и время, кстати, тоже. И стереотип «семья-дети-внуки-правнуки-могила достопочтенной бабки» считаю архаичным.
Кстати, споры, разгоревшиеся под постом Асем, очень умные и интересные. Вот, что пишет, например, жительница Алматы Айзере:
«Согласна, не стоит заморачиваться на роды тем женщинам, которые не хотят детей. Что ж им, взяться рожать в угоду традициям? Мол, нужно же, хотя бы после тридцати, и для себя. Мужиков чайлдфри, кстати, сейчас тоже много, даже больше, чем баб. Но я считаю, что, если здоровый, адекватный человек решил прожить свою жизнь «пустоцветом», он должен платить государству налоги «за бездетность». И эти деньги можно потом пускать на покупку недорогих домов в красивых селах для многодетных или неполных семей».
Много молодых казахстанок считают опасным предрассудком «не выносить сор из избы», традицию молчать о семейных проблемах, не привлекать к ним внимания.
«Моя свекровь, когда мы ссорились с мужем и он поднимал на меня руку, всегда говорила мне: «Он не со зла, а на эмоциях. Молчи, не говори никому, уят разносить на весь белый свет свою личную жизнь», — рассказывает Салидат М. из Караганды. – Самое интересное, что свекор, напившись, частенько поколачивал уже старую мамашу моего мужа. И она потом спокойно дальше продолжала готовить ему чай, стирать белье, лечить, обихаживать. Я с третьих побоев показала своему мужу фигу и потопала домой к своим родителям – показывать синяки. Они были в шоке, так как считали сватов порядочной семьей, помчались разбираться. И моя свекровь, теперь уже бывшая, сказала: «Я думала, ваша дочка умная девушка. Что умеет хранить покой в семье, не жаловаться, не ныть. Пускай теперь без мужа остаётся, мой сын с ней разводится». Это её сын со мной разводится? Это я от него ушла!».
С Салидат согласна Анна В. из Астаны, которая пишет в сети:
«У нас дома свекровь была «генералом», она решала, кто что по дому делает, кто где работает или не работает, могла, например, сходить в организацию, где трудится её муж, и разузнать там, что и как, какие у её супруга перспективы, какая обстановка в коллективе. Мне она с первого дня сказала, чтобы я половину зарплаты ей на руки «сдавала», на общие семейные нужды, при этом попросила, чтобы я ей принесла выписку из бухгалтерии, какой у меня оклад. Чтобы «все было по честноку». Когда у нас с мужем родился сын, свекровь стала играть в «идеальную бабушку», мы должны были ухаживать за ребенком ровно так, как она сказала. Свекровь спокойно рылась в моих вещах под предлогом уборки в платяном шкафу. Исследовала мою сумочку, пока я была в душе, могла покопаться в моем телефоне. Когда мне до смерти надоело, что этой женщины в моей жизни ну очень уж дофига, я подала на развод. Причем мужу сказала, что есть вариант не разводиться, а снять квартиру и жить отдельно. Свекровь своему сыночку отдельно жить не разрешила, и бракоразводный процесс состоялся. В суде я откровенно и в подробностях рассказала, почему развожусь, и свекровь тут же, в зале суда, стала на меня кричать: «Бессовестная! Грязное белье при всех вывернула! Да в обычаях нашего народу сроду не было сор из избы выносить! В семье не без уродки!». В каких обычаях? Мне нужно было притворяться счастливой, чтобы сохранить статус замужней женщины? Или терпеть эту беспринципную мадам в надежде, что я её переживу? По мне стыд не дым, глаза не выест. Да, я «скандальная» разведенка с ребенком, ну, закидайте меня помидорами…».
Как на понятии "уят" делают деньги люди без совести
А вот насчет того, исключать ли уже сам развод в молодой семье из списка «уятов», у молодежи споры:
«Я считаю, что вот эта установка, испокон веков идущая от поколения к поколению «женился — живи» — правильная и актуальная, — убежден Али Д. из Кызылорды. – Хотя бы попробуй жить так, как надо, в добре и согласии. У нас многие молодые мужчины возможностью развестись снимают с себя ответственность за семью. И много женщин умеют говорить: «Не нравится? К маме уйду!». А семья – это как строительство дома. Пока он вырастет в большое и красивое здание, придется много и терпеливо поработать. Я недавно был в Узбекистане, так там люди, которые хотят уйти от супругов, не важно, мужчина, женщина, сначала объясняют причину своего поступка совету старейшин. И старики подумают, посоветуют, как можно исправить ситуацию в семье, если она исправима, над чем еще супругам стоит поработать. Кого-то пожурят, другого откровенно пристыдят, третью пожалеют и защитят. И зачастую помогут сохранить семью».
С Али согласен и Сергей У. из Уральска.
«Да провалюсь я под землю от стыда, если на вопрос, как жена, как дома, придется говорить: «Разбежались…». Если жена в разводе виновата, гуляла там, или хозяйкой оказалась никудышной, мужик сам баран, не разглядывал, кого брал. Если сам накосячил — то еще хуже, ходи по улице, не поднимай глаза. Тебя бросили, потому что ты алкаш, наркоман, игрок или лентяй».
«Лучше развестись как можно быстрее, чем жить с дурой или шлюшкой, — уверен Сергей Н. из Талдыкоргана. — — Я говорю это потому, что женщина, как арбуз — сразу не распознаешь».
И много полярных мнений у юных казахстанцев про самый обсуждаемый уят – открывать тело.
«Ни мужчине, ни женщине не пристало оголять свое тело, вызывая низменные желания у окружающих, — считает Талгат Г. из Кызылорды. – У нас на некоторых девушек посмотришь, у них вечный «корпоратив», платья короткие, кофточки на лямочках. Не знают барышни, кому отдаться, больше я о таких ничего не скажу».
«Зачем тогда существует мода и зачем производят красивые открытые одежды, если я из-за какого-то местного менталитета не могу их носить?» – спрашивает Шырынкуль А. из того же города.
Мужчины с макияжем и на каблуках возмутили казахстанцев
«Откровенно смеюсь над теми парнями, которые выставляют в сети свои фото, где они с голым торсом, — говорит Салим Ж. из Туркестана. – Больше поразить людей нечем? А девушки в глубоких декольте? Если у тебя красивая грудь, это не значит, что ты должна выставлять её напоказ. Ею ты будешь кормить ребенка, когда он родился. Если у тебя красивые бедра, не пяль на них шортики. Бедрами будешь вертеть перед мужем, не надо перед всеми мужиками. Не теряйте, люди, стыд».
И это, кстати, неполный список споров о том, что стыдно нынче, а что — уже нет. Сейчас, например, на одном из женских форумов разворачивается спор, не позорно ли в одном и том же платье появиться на двух разных тоях. И сотни пользовательниц Интернета уже сцепились языками, выдвигая свои аргументы. Но о тоях, платьях, числе апельсинов в вазах на столах и этажей в тортах и прочих нюансах современных торжеств мы поговорим с читателями в следующий раз.