Ташкент-Астана: к вопросу о различиях экономических систем - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ташкент-Астана: к вопросу о различиях экономических систем

Ташкент-Астана: к вопросу о различиях экономических систем

Часть первая

  • 23 Апреля 2007
  • 1742
Фото - Caravan.kz

Пути, которыми идут к рыночной экономике Узбекистан и Казахстан, кажутся настолько полярными и несопоставимыми, что многим аналитикам до сих пор приходится перекладывать бумаги из одной стопки в другую.
Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось довольно быстрым ростом узбекской экономики на фоне острых негативных явлений в казахстанской. Казалось, динамика роста должна вывести Ташкент на волну экономической состоятельности и регионального лидерства. Амбиции Ислама Каримова вполне обоснованно поддерживались экономическими успехами страны. Тогда многие говорили о том, что в Центральной Азии появится свой «тигр», остальным же «тигрятам» придется выполнять лишь роль массовки.
В следующий раз переставлять стопки пришлось тогда, когда темпы развития Узбекистана стали замедляться, а впоследствии четко застряли на показателе «стагнация». Причем, процесс затянулся… Почему, говоря о современной Центральной Азии, вопрос всегда или почти всегда упирается в сопоставление экономических моделей двух вышеназванных стран?
Ведь еще есть Киргизия, Таджикистан и Туркменистан, чьи амбиции не менее весомы, а последний имеет ко всему прочему реальные инструменты их удовлетворения.
Узбекистан и Казахстан еще с советских времен находились на особом счету тогдашнего Кремля.
Несмотря на довольно близкие отношения, связывающие Леонида Брежнева и Динмухамеда Кунаева, отправной точкой Средней Азии считался Ташкент — столица Узбекистана. Именно через этот «хлебный город» осуществлялись все авиарейсы в Среднюю Азию из Москвы.
Можно также добавить исторические параллели: в период территориального размежевания поначалу были созданы Туркменская и Узбекская ССР, в то время как Таджикистан стал автономией Узбекистана, Казахстан и Киргизия — оставались в составе Российской Федерации. Этот факт до сих пор является предметом гордости узбеков и туркмен. Подобного рода исторические факторы, осознание решающей роли своей нации в формировании основ культуры в регионе не позволяли, не позволяют, и, думаю, не будут позволять Узбекистану мириться со своим второстепенным положением в регионе.
26-миллионное население Узбекистана — самое многочисленное в ЦА, единственная проблема — качество экономики. С начала 2000 года отставание от казахстанской экономики стало стремительно нарастать, и достигло исторического максимума — сейчас ВВП Казахстана в три раза больше ВВП Узбекистана. Это при том, что население Узбекистана почти на 10 миллионов человек больше, чем в Казахстане.
Банковская сфера
Банковские системы двух стран различаются весьма существенно. В Узбекистане принято жестко регулировать финансовую систему. Официальная версия — необходимость обеспечить в переходный период 100-процентный контроль над финансовыми потоками в страну и из нее. Центральный банк находится в центре финансовой системы, и как регулятор определяет политику не только акционерных, иностранных, но и частных кредитных учреждений.
Приоритетная задача ЦБ Узбекистана — обеспечение государственных интересов, зачастую в ущерб корпоративным или коммерческим. Банки второго уровня тоже имеют избирательный характер. Так, к примеру, Национальный банк внешнеэкономической деятельности, являясь по объемам активов самым крупным среди узбекских, всегда находился на особом счету. Именно через это кредитное учреждение идут все денежные потоки из-за рубежа и финансируются проекты за пределами страны.
Также имеются специализированные «Пахта Банк», «Галла Банк», «Ипотека Банк», частные «Капитал Банк» и другие, а также голландский ABN-AMRO Bank.
Так, через счета «Пахта Банка» проходят ежегодные государственные транши для поддержки сельхозпроизводителей, «Галла Банка» — деньги, выделенные для производства зерновых, и т.д. Примечательно то, что коммерческие структуры предпочитают работать с частными, и не очень большими банковскими структурами. В свое время большой популярностью пользовался «Бизнес Банк», однако у него отобрали лицензию, ссылаясь на нарушения, связанные с непрофильной деятельностью.
Отзыв лицензии и есть тот самый рычаг воздействия, с помощью которого банки держатся в узде, а их самостоятельность — формальна.
Банковская сфера Казахстана была сформирована под цели обслуживания нарастающего потока иностранных инвестиций в связи с открытием для ТНК нефтяной сферы и сферы потребления. Последняя задача для казахстанских банков является знаковой. Чем выше уровень потребления в обществе, тем выше капитализация кредитных учреждений.
Роль регулятора в виде Агентства финансового надзора сводится к рыночному регулированию сферы, а банки второго уровня, среди которых крупнейшими являются «Банк ТуранАлем», «Казкоммерцбанк» и Народный банк пользуются большей самостоятельностью и выстраивают свои стратегии согласно задачам, которые перед ними стоят. Последние по времени ограничения внешних заимствований, инициированные АФН должны несколько стабилизировать ситуацию на потребительском поле, снизить давление на рынок недвижимости, и стать профилактикой от перегрева экономики.
Отзыв лицензии у «Валют-Транзит Банка» стал возможным в случае, когда кредитное учреждение не смогло в полной мере выполнить взятые на себя обязательства. В любом случае, регулирование со стороны АФН не идет ни в какое сравнение с регулированием узбекской банковской системы со стороны ЦБ Узбекистана.
Отношение разное
Узбекские банки международными финансовыми институтами воспринимаются неоднозначно. Любое сотрудничество, к примеру, с НБУ ВЭД оговаривается гарантиями со стороны узбекского правительства. При этом иностранцы часто ссылаются на высокие политические риски в стране и несамостоятельность всей банковской системы. Крупные сделки может финансировать исключительно Национальный банк Узбекистана, остальные не имеют такой массы ликвидности, чтобы на равных вести диалог с крупными иностранными компаниями.
Казахстанские банки, имея довольно высокий по меркам СНГ рейтинг международных рейтинговых агентств, активно занимают деньги за рубежом. При этом на внутреннем рынке считается, что ставка рефинансирования ЦБ Казахстана в размере 9 процентов (для сравнения, в Узбекистане она равна 16 процентам) слишком дорога, и необходимые для развития бизнеса деньги лучше заимствовать за границей. Потребительский бум и небывалый рост цен на рынке недвижимости стали активными стимуляторами факторов, заставляющих казахстанские банки занимать за рубежом все больше.
Узбекские банки вынуждены ориентироваться на внутренний рынок, ибо внешний для них фактически закрыт в силу монопольного положения НБУ. Несмотря на 26-миллионное население, он довольно узок и имеет невысокую платежеспособность. Жесткий контроль со стороны государства финансовой системы страны привел к тому, что потенциал для роста банковской системы ограничен. Наоборот, довольно мягкое регулирование со стороны казахстанских властей банковской сферы привел к перегреву экономики, излишней массе ликвидности, которая давит и на потребительский рынок, и на непропорционально выросший рынок недвижимости.

Если в Узбекистане имеются ограничения роста банков, то в Казахстане озабочены регулированием того же самого роста.
Узбекистан ввел самые высокие в СНГ таможенные ставки, фактически закрыл границы для легального импорта. Все это оправдывается тем, что узбекские товаропроизводители должны быть защищены от дешевого и некачественного импорта. Так, например, за иномарку, на которой человек желает ездить в Узбекистане, он должен заплатить таможенную пошлину в размере 90 процентов от цены. Цену, разумеется, начисляют на таможне. Фактически это запрет на завоз иномарок в страну.
Но такие ограничения существуют по массе других товаров продовольственного и непродовольственного назначения. Все они введены узбекскими властями под уже существующие государственные программы импортозамещения и стимулирования экспорта.
При этом мало кого волнует то обстоятельство, что подобные меры существенно сдерживают торговлю, сильно бьют по местным товаропроизводителям, ибо другие государства также вынуждены вводить соответствующие нормы в торговле с Узбекистаном.

Продолжение следует