Ташкент: город для избранных - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ташкент: город для избранных

Ташкент: город для избранных

Если вы проедете по Юнусабадскому кольцу по направлению к поселку Гишткуприк (бывшая Черняевка), то обнаружите скопление плохо одетых молодых и среднего возраста людей.

  • 27 Апреля 2005
  • 2397
Фото - Caravan.kz

Они стоят возле кольца, внимательно вглядываясь в проезжающие мимо легковые машины. Некоторые из автомобилей останавливаются, и они бросаются к ним сломя голову.
После короткого торга несколько человек усаживаются внутрь салона, и машина отъезжает. Таким вот образом функционирует один из ташкентских мардикор-базаров, своеобразный символ сегодняшних социальных проблем Узбекистана.
По оценкам представителей городских властей, которые они ни при каких обстоятельствах не озвучат официально, сегодня в 2,5-миллионной столице существует почти миллионная армия людей, нелегально живущих и работающих в Ташкенте. Ограничения по прописке в мегаполисе существовали всегда, но они еще более ужесточились после террористических актов в феврале 1999 года, когда через несколько дней после трагических событий был обнародован Указ Каримова «О совершенствовании паспортной системы».
Мартовские взрывы на Чорсу, у посольств США, Израиля и возле Генеральной прокуратуры стали еще одним поводом ужесточить режим прописки.
Не секрет, что узбекские граждане из других областей республики, быть может, за исключением жителей пригородной Ташкентской области, испытывают большие трудности по приезду в столицу.
Любой милицейский чин имеет право остановить приезжего и по причине отсутствия временной прописки потребовать уплаты 4,5 тысячи сумов (примерно 4,3 доллара — прим. А.А.). Разумеется, никаких квитанций и других документов, подтверждающих эту выплату, потом нигде не обнаружишь, да и сами временно задержанные особо на этот счет не распространяются. Эти своего рода «неофициальные платежи» оседают в карманах сотрудников правоохранительных органов, а положения Конституции страны, где четко прописано право каждого узбекистанца на труд, просто умалчиваются.
По этому поводу имеется мнение представителя Фонда ООН по народонаселению в Ташкенте Несима Тумкайя, озвученном им на презентации специального доклада в октябре 2004 года. Он призвал отменить институт прописки, который ограничивает права и возможности граждан, особенно проживающих в сельской местности, снижая их социальную мобильность и материальное благополучие. Представитель Фонда ООН подчеркнул:
— К 2007 году более половины человечества будет жить в больших городах. Это естественный во всем мире процесс урбанизации, который в Узбекистане искусственно замедлен административными мерами. Доля городского населения этой страны составляет всего 37 %, тогда как, для сравнения, в Малайзии — 64 %, Турции — 66 %, Германии — 88 %, Бельгии — 97 %. Внутренняя миграция в Узбекистане из-за ее правовых ограничений носит в основном неконтролируемый, скрытый и нелегальный характер.
Милицейские облавы, в ходе которых отлавливают «нелегалов», штрафуют, высылают из города или отправляют на принудительные (бесплатные) работы по благоустройству улиц, выглядят следующим образом.
Однажды на базаре Урикзор можно было увидеть несколько милицейских машин, которые подъехали к этому оптовому рынку строительных материалов, расположенной около ташкентской кольцевой дороги, скрытно.
Многие ташкентцы и гости столицы прекрасно знают, что большая часть работающих здесь по найму парней — выходцы из густонаселенных районов Узбекистана.
В основном — из Ферганской долины, Кашкадарьинской, Андижанской и Самаркандской областей. Как только молодые люди увидели милиционеров, они бросились врассыпную. В результате облавы были задержаны как минимум 12-13 человек, хотя даже по приблизительным подсчетам на Урикзоре их не меньше сотни.
Зачастую выходцы из этих социально опасных районов Узбекистана устраиваются на рабочие места, куда коренные жители Ташкента ни при каких обстоятельствах не пойдут. Так, например, мужчина лет 40-42 из Карши (назвался Бахромом — прим. А.А.) вот уже в течение трех лет приезжает ранней весной в столицу, где работает в частном цехе по очистке хлопка. Сам цех находится в неприспособленном помещении в гараже одного из ташкентских предприятий (владелец цеха просил не уточнять местоположение — прим. А.А.) и одного взгляда вполне достаточно, чтобы понять — работать здесь опасно для здоровья. Два станка покрыты толстым слоем пыли и как только в них попадает свалявшийся хлопок, поднимается пыль, которая оседает только минут через 10-15 после выключения станка.
Как можно получить прописку в Ташкенте? Этот вопрос, адресованный осведомленным людям, может вызвать лишь улыбку. Специальная комиссия при хокимияте столицы рассматривает заявление любого, кто претендует на получение вожделенной ташкентской прописки. Именно здесь решают, насколько ценен тот или иной проситель для мегаполиса. Официально получить прописку почти нереально, но, безусловно, существуют «другие пути».
Эти пути могут указать риэлторы из рынка недвижимости, что на Амир Темур хиебони (бывший Сквер Революции), нотариусы, сотрудники паспортных столов, и даже участковые милиционеры.
В виде исключения на прописку в Ташкенте могут рассчитывать государственные чиновники или работники силовых структур. Остальным остается «другой путь», где необходимо заплатить сумму в пределах от 800 до 1000 долларов.
А если купить сначала квартиру? Быть может этот момент станет главным аргументом при получении прописки? Так уже пробовали и не раз. Есть одна семья из массива Юнусабад, глава семьи которой имеет ташкентскую прописку, а члены его семьи (жена и трое сыновей) нет. Так вот уже полтора года прошло с тех пор, как Р.Вахидов дал заявление в спецкомиссию при хокимияте, но вопрос до сих пор не решен.
И таких людей в 2,5-миллионном Ташкенте сотни тысяч, а быть может и миллион. Каждый из них надеется на чудо. На чудо, которое происходит только в сказках.