Таможня уполномочена заявить... - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Таможня уполномочена заявить...

Таможня уполномочена заявить...

Почему на казахстанском потребительском рынке розничные цены выше ввозных в четыре раза?

  • 13 Апреля 2010
  • 2109
Фото - Caravan.kz

Цены на потребительском рынке должны формироваться с учетом спроса. Это аксиома, которая не нуждается в доказательстве. И в полной мере отвечает основному рыночному принципу: соотношению спроса и предложения.
Но далеко не всегда спрос определяет предложение, а предложение — спрос.
Зачастую мы сталкиваемся с диктатом продавца. Не случайно, обойдя весь рынок, можно обнаружить одну и ту же цену, к примеру, на томаты. Ранней весной помидоры весьма желательны, и их присутствие в рационе — обязательный элемент, обеспечивающий насыщение организма витаминами.
Правда, нынешние розничные цены на помидоры и огурцы не всегда располагают к их активной скупке со стороны потребителей. Характерная для нынешней поздней весны особенность уже никого не удивляет.
Так, на днях, Комитет таможенного контроля (КТК) Министерства финансов РК предоставил СМИ очередную «Сравнительную таблицу средних импортных цен и розничных цен на отдельные продукты питания, овощи и фрукты, товары народного потребления».
Согласно таблице, разница между средней импортной ценой после таможенной очистки и средней розничной ценой, к примеру, по огурцам, помидорам и ананасам составляет 3,6, 3,9 и 3,1 раза соответственно. Для большей наглядности, приведу пример. Средняя импортная цена помидоров после таможенной очистки составляет 105 тенге за килограмм, тогда как средняя розничная цена на рынке — 412 тенге.
Но рекорд поставил товар, который мы покупаем регулярно — зубная паста. Если после таможенной очистки один килограмм зубной пасты стоил 813 тенге, то на рынке нам ее продают по 3453 тенге за килограмм.
Меньше понтов — больше дела
По ранним овощам ситуация понятна. Из-за поздней весны казахстанские производители еще не начали сбор урожая, поэтому высокая зависимость от узбекских ранних овощей не вызывает ничего кроме недоумения. В то время как чиновники в Южно-Казахстанской области года три наперебой заявляют о планах быстро нарастить производство ранних овощей в теплицах, получают государственные деньги под мегапроекты, воз и ныне там.
РК обещал завалить ранними овощами заодно и российский рынок, но посмотрим правде в глаза: даже казахстанский, как и в предыдущие годы, испытывает дефицит. Поэтому всем проявляющим показное рвение и рапортующим о невиданных достижениях, необходимо поставить главную задачу — прежде чем покушаться на соседние рынки, будьте добры, насытьте свой собственный дешевой продукцией в огромных количествах. Тогда экспорт будет оправдан. В любом другом случае такие заявления выглядят дешевыми понтами.
Зубную пасту производят и казахстанские компании. Но в розничной сети есть четкое деление на оригинальную продукцию от так называемых прямых производителей и неоригинальную, произведенную в Казахстане. Наверное, лишним будет объяснять, почему потребители предпочитают покупать оригинальную продукцию. К ней и доверия больше, и меньше вероятность того, что производитель напутает что-нибудь в технологии.
Обидно, знаешь…
Нет ничего удивительного в том, что потребители в 2,9 и 2,5 раза переплачивают за бананы и лимоны. Например, бананы нужно завезти из Африки, из далеких жарких стран. Чего не скажешь о лимонах.
Большая часть этого товара ввозится в Казахстан из тропиков и Узбекистана. Последний факт лишь свидетельствует, что лимоны спокойно могут произрастать в южных регионах Казахстана, в той же Шымкентской, Жамбыльской или Алматинской областях при наличии хороших тепличных комплексов. Но почему-то большие обещания и нескромные деньги легко уходят в песок, а на выходе, как правило, получается пшик — тихий и скромный.
При этом бюджетные средства, выделяемые под тепличные комплексы, ежегодно быстро и бесследно осваиваются. И по ним никто особой ответственности не несет. То же самое произошло с теплицами в Шымкенте, когда некая шымкентская ТООшка в прошлом году заявила, что помидоры в теплице не выросли.
Можно предположить, что за неким ТОО стояли серьезные люди. Эти люди сделали так, что потраченные деньги никто с ТОО спрашивать не собирался. Поэтому и звучат такие заявления все чаще.
Схема, очевидно, одинаковая. Серьезные люди от местных или центральных властей отслеживают любые или самолично, или при посредничестве депутатов инициируют те или иные новшества. Под них пробивают государственное финансирование, и в качестве первых соискателей пропихивают аффилированные компании. В дальнейшем компании получают финансирование, часть денег пускают на другие цели (ритейл или строительство дач, домов), на оставшуюся часть запускают проект. А так как денег катастрофически не хватает, то и проект получается сильно усеченным.
Потом та же «крыша» «отмазывает» компанию. Есть и другой вариант: компания банкротится, разумеется, активы из нее заблаговременно выводятся. Случаи с казахстанскими дольщиками, которых кинули «дочки» крупных строительных компаний свидетельствует, что данная схема активно работает.
Мы, наверное, миллионеры
Такое мнение складывается, когда видишь, сколько мы, потребители, платим за картошку, капусту, морковь, лук и чеснок. Согласно некоторым данным за все эти овощи казахстанский потребитель переплачивает почти в два раза.
Понятно, что жители Алматы не должны бы так сильно напрягаться. Все-таки мы находимся не на севере, но в зоне активного земледелия, и все вышеперечисленное с избытком могло бы производиться в той же Алматинской области.
Но и здесь есть свои схемы, из-за которых себестоимость овощей существенно вырастает. В первую очередь, это целый ряд посредников. Кризис вынудил многих наших сограждан уйти из сферы строительства и из банков. Часть оставшихся не у дел ринулась в сферу оказания услуг населению, в частности, в таксисты, другая часть — в посредники. Понятное дело, что схема «купи-продай» всегда будет в ходу. Особенно, когда дело касается овощей, не купить которые нельзя, потому что они входят в обязательный рацион каждой казахстанской семьи. А значит, посреднические звенья в этом бизнесе будут расти как грибы после дождя.
То, что копченая рыба после таможенной очистки становится в два раза дороже, понять можно. В свое время в Казахстане было много не только рыбы, но и рыбопродуктов. Но выход частных компаний в сферу вылова рыбы негативно сказался на рыбных запасах. Естественные водоемы стали все меньше приносить рыбы. Каждый хотел заработать здесь и сейчас, а квоты элементарно покупались.
Теперь Казахстан стал импортером копченой рыбы.
Но почему соль и чай мы вынуждены покупать с почти стопроцентной наценкой, вообще сложно понять. Пока в Казахстане есть Мангышлак, с солью не должно быть никаких проблем. Значит, и здесь полно посредников, которые перепродают товар несколько раз.
Что же касается чая, то с ним все более-менее ясно. Несмотря на наличие большого количества казахстанских чаеразвесочных структур, потребление продукта в стране лишь растет.
Что делать?
В первую очередь, пора решить проблему обеспечения Казахстана свежими овощами. Например, разработав госпрограмму под кодовым названием. Какие-нибудь «Ранние овощи». А казахстанским компаниям, участвующим в госпрограмме, предоставить определенные льготы по налогам, к примеру, освободить их на определенное время (3 или 5 лет) от их уплаты.
Чтобы на место реальных компаний не залезли аффилированные, необходимо максимально прозрачно провести тендеры с участием иностранных специализированных компаний. Среди организаторов тендеров должны присутствовать опытные аграрии.
Но самое важное — наладить жесткий контроль за расходованием денег из республиканского и местных бюджетов, за счет которых и будет финансироваться госпрограмма. Его могут осуществлять работники госинспекции при Минсельхозе РК.
Не менее важно, чтобы бизнес-планы проектов были доступны для всеобщего обозрения на сайте Минсельхоза. Информация о ходе строительства, запуска и производства продукции с указанием адресатов отгрузки и объемов — в оперативном порядке появляется на сайте.
Понятно, что чем прозрачнее будут компании, участвующие в госпрограмме, тем меньше подозрений они (компании) вызовут у казахстанского общества. Если госпрограмма заработает, то и таможенные сводки перестанут быть такими пессимистичными.