На ней был распространено ежегодное Послание Президента Н.Назарбаева народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации».
После ответов господина Посла на ответы журналистов осталось больше вопросов, нежели ответов.
Несмотря на громогласные заявления официальных лиц обоих государств о «вечной дружбе, братстве и взаимопонимании», ситуация как в экономической, так и политической сферах не оставляет повода для безудержного оптимизма.
На вопрос «Верите ли вы в перспективы узбекско-казахского сотрудничества?», — господин Посол не стал лукавить: «По должности я должен в это верить. И потом нет никаких альтернатив тесному взаимодействию двух стран».
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: региональной интеграции нет никакой альтернативы. Разговоры о мощном потенциале центральноазиатских стран, необходимости использовать не только количественный (в регионе проживает более 50 млн. человек), но и интеллектуальный потенциал могут вызывать уважение только в том случае, если это подтверждается реальными делами.
Однако цифры говорят об обратном. Еще на предыдущей своей пресс-конференции господин Посол говорил о том, что ежегодный товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном составляет 210-215 млн. долларов. Анализ ситуации показывает, что главными препятствиями на пути увеличения товарооборота являются, в частности, существование изъятий в торговле.
Как утверждают узбекские эксперты: «Нет ничего странного, что несмотря на все заверения товарооборот между Узбекистаном и Казахстаном не отвечает потенциальным возможностям обеих стран. Если казахи не выпускают из страны алкоголь, табак и рис, то с узбекской стороны изъятия осуществляются по более чем 100 позициям. Нет ничего странного и в том, что сначала глава Узбекистана Ислам Каримов, а совсем недавно казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев заявляют о необходимости создания эффективных региональных структур. Оба эти призыва в конечном счете остаются лишь призывами, ибо никто из них не хочет приняться за налаживание реальной экономической интеграции».
В отличие от южного направления северный вектор экономического сотрудничества Казахстана с Россией развивается как быстро разбухающее на дрожжах тесто. Как сообщило РИА «Новости», в 2004 году товарооборот между Россией и Казахстаном вырос в полтора раза и составил в денежном выражении 7,5 млрд. долларов.
Весьма примечательно и то, что, отправляясь недавно в Китай с визитом, Президент России Владимир Путин на несколько часов остановился в Астане, а не в Ташкенте.
Это еще раз говорит о приоритетах такого мощного и емкого рынка, как Россия (145 млн. человек). По оценкам экспертов в сфере международных отношений, «дело даже не в том, что о миллиарде «Лукойла» в разработку газовых месторождений в Узбекистане в Кремле предпочитают не вспоминать. Даже после подписания Соглашения о разделе продукции лично Вагитом Алекперовым, когда, казалось бы, не осталось никаких препятствий для первых финансовых траншей, об этом суперпроекте на время забыли. Ответ на этот вопрос лучше искать в Москве, чем в Ташкенте».
Пока с российской стороны проявляется осторожность в деле расширения сотрудничества с Узбекистаном, товарооборот между Казахстаном и Россией, как договорились президенты, должен вырасти еще на порядок.
У Казахстана свои заморочки. Главная из них заключается в том, что довольно быстрое развитие северных территорий происходит на фоне неиспользованных возможностей южных.
И Казахстан, и Узбекистан не устраивает рост нелегального товарооборота между странами. По оценкам независимых источников, «объемы контрабанды никто точно не знает. Однако по предварительным оценкам, он может превышать легальный товарооборот (210-215 млн. долларов) в 2-2,5 раза. Если произвести простейшие арифметические расчеты, то общий товарооборот может составлять чуть меньше 750-800 млн. долларов. Ни для кого не секрет: в Узбекистане сейчас очень много медицинских препаратов, продуктов питания, табачной продукции казахстанского производства. Только в последнее время на некоторых пачках сигарет из Казахстана стали появляться узбекские акцизные марки, а сколько товаров провозится нелегально — статистическим службам обоих государств неизвестно. Всем понятно: нет акцизных марок, значит в бюджет с этого товара ничего не поступает. Это не может продолжаться бесконечно долго».
Господин Посол отметил, что добрососедские отношения между Казахстаном и Узбекистаном выгодны во всех отношениях. Экономическая интеграция, по его словам, позволит нам помогать друг другу в одном весьма важном деле — повышении уровня жизни людей по обе стороны границы. На вопрос «не является ли Президент Назарбаев мечтателем, когда публично выступает с очередным интеграционным предложением на просторах Центральной Азии?», — господин Посол заметил:
— Наш Президент не мечтает, а предлагает.
Но слова повисают в воздухе, когда на отдельных участках границы, в частности, со стороны Узбекистана строят бетонную стену, ударными темпами натягивают колючую проволоку, вспахивают следовую полосу. Да и последние неоднозначные заявления официального Ташкента в адрес северного соседа невозможно расценить как комплименты.
Пока внешнеполитические ведомства обмениваются ударами, а таможенники с обеих сторон предотвращают контрабанду, узбеки, казахи, русские, татары и иже с ними по обе стороны границы чуть ли не ежедневно задаются одним и тем же вопросом: когда наступит потепление?