Недавно в Алматы весьма успешно прошла выставка «Кеден-2007», где были представлены необходимые для работы таможни приборы и оборудование, позволяющие с большей эффективностью осуществлять процедуры досмотра и контроля.
Надо сказать, некоторые вещи были вообще впервые в истории страны выставлены на обозрение публики, что весьма ценно для эрудитов спецслужб.
Противоугонные «понты»
Будучи страстным любителем (и поклонником) приличной, ценной техники, я обошла дважды (а то и трижды) все до единого стенда, рассмотрела почти все, что было представлено публике.
Из всех стендов с техникой, демонстрируемых на выставке, более всего поражала воображение техника для «определения» тех самых номеров, так называемых «перебитых» с угнанных машин.
«Зоркий» — прибор магнитно-оптический для идентификации и выявления фальсификации номеров агрегатов транспортных средств. Серия № 51016, дата изготовления — 2004 год. Сделано в Беларуси. Стоит 2,5 миллиона тенге.
Стенд был представлен ТОО «ELSI Tech», и комментировал техническую «штучку» кандидат технических наук — директор Малик Шаймухамбетов:
— Вам достаточно, скажем, выявить 1-2 факта ввоза агрегатов или автомобилей с «перебитыми» номерами (это практически все машины, находящиеся в угоне, которые есть в компьютерных базах данных), чтобы прибор окупился.
А поток машин, который идет через республику Казахстан, огромен, причем к нам завозится большое количеством авто, у которых технические документации стоят без номера, так как номер — просто ржавый, и «прочитать» его невозможно. Определить настоящий номер можно с помощью прибора «Зоркий». Ржавчина не является для него препятствием. Прибор работает и без снятия лакокрасочного покрытия, что упрощает процедуру.
То есть экспертиза становится очень простой, быстрой. Сегодня криминалисты тратят дни и часы на «порошковую» экспертизу, — по старинке. А этот прибор позволяет делать экспертизу за 10 минут, то есть — сокровище для таможенных постов, для МВД, спецслужб. А заряжаться он может от … прикуривателя того же автомобиля.
НПО «Регула» имеет базу данных с образцами документов, которые рассылаются по всему миру; наши спецслужбы также получают их образцы; в базе — данные 150 стран мира.
Вся аппаратура состоит из серебристого чемоданчика, ноутбука с программным обеспечением, магнитно-оптического сканера (куда вводится фольга), и футляра с фольгой. В основе работы прибора — эффект остаточной намагниченности ферромагнитных сплавов.
По законам молекулярной физики, микротрещинки всегда остаются внутри любого материала, металла — тем более. И примагниченные ленточки из фольги, если их плотно прижать к определяемым «на точность» номерам, а затем вставить в сканирующее устройство, отобразят на экране монитора все без исключения цифры: и те, которые были до ограбления (читай — до «перебития» номеров), и те, которые сделаны после угона машины, мастерами — «костоправами».
Аппаратура сделана в «Регуле» (на базе бывшего оборонного завода), весит около 12-15 кг. Можно возить с собой в автомобиле (хоть на авторынок).
Такая вещь будет полезна и отделу по борьбе с автомобильными преступлениями, и криминальной полиции, и спецслужбам, и отделам по борьбе с терроризмом. Но не все службы (пока) знают о такой замечательной, технической новинке.
Вопросы, вопросы…
На выставке оказались и таможенники из порта Актау — богатейшего уголка Казахстана, где производится загрузка и отгрузка миллионов тонн грузов, что придает морским воротам статус стратегического государственного объекта.
Мы все помним фильм «Белое солнце пустыни», и особенно ставшие крылатыми слова: «таможня дает добро».
В этом фильме также имела место нефть, да и вообще — замечательный фильм был снят на берегу Каспийского моря.
Поэтому для казахстанцев он родной. А порт Актау в свете сегодняшнего дня интересен ничуть не меньше, чем когда-либо — транзитный «Клондайк» «черного золота».
Скажу больше: случайно оказавшись в ближайшем кафе за одним столиком с таможенником (который вряд ли предполагал, что перед ним — охотник за фактами), я снова услышала подтверждение неофициальной информации, что в порту Актау крутятся даже не миллионы, а миллиарды.
На мой вопрос «А есть ли лазейки для трюков?» он весело и хитро прищурился и важно «погрозил пальцем», что окончательно заинтриговало…
Однако вряд ли в порту есть такая схема работы: внеплановая проверка сопровождающих груз документов, которую легко можно осуществлять с помощью маленького, юркого вертолета, способного легко сесть и на палубу баржи, и на любую палубу, входящую в порт. И — выходящую.
Вот представьте себе на минуту: прилетает внезапно зампред с проверкой в порт, садятся члены комиссии в малый вертолет (типа «МД-500») и летят (на выбор) на любую баржу, уплывающую, в море. Как ГАИ: предъявите документы на груз… За рубежом такая практика существует давно.
15 марта, когда за «круглым столом» встречались зампред ТС — Дуйсебаев и участники внешнеэкономической деятельности, одна дама — доцент, кандидат технических наук, академик выступила с речью, в которой заявила, что «только 5 % товара облагается налогом, остальное — то есть 95 % (!), — ввозится незаконно, без документов», — а речь шла лишь о продукции легкой промышленности.
Возмущение вызывает и тот факт, что текстиль ввозится … по весу (тоннами). И что показательно: ни на чьем лице не возникло и тени удивления, — а там присутствовало много людей в форме таможенников!
Никто не стал спорить. Но зампред живо заинтересовался: «Как это так, почему? Где?». Поскольку зампред не так давно в ТС, то надо полагать, скоро наведет порядок — дайте время…
Мимо государственной казны тихо «утекают» миллионы долларов, каким-то «странным образом» минуя таможенное документирование. Очевидно, что и таможенное законодательство нуждается в совершенствовании.
Но, видимо, дело и в самих таможенниках, то бишь, человеческом факторе. По-видимому, на решение и этих проблем — понадобятся «энные» суммы денег.
Золотые морские ворота
Огромное значение в торговых операциях и международных перевозках, как различных сухогрузов, так и сырой нефти, нефтепродуктов, имеет морской порт на берегу Каспийского моря, по которому плывут баржи с товарами, и с нефтью — танкеры, в разные страны Евразии.
Морской порт Актау построен в очень удобном, выгодном географическом месте, что позволяет возить товары по важным транспортным морским коридорам с Севера на Юг, с Востока на Запад, и наоборот, выполняя роль составной части сложной системы коридоров ТРАСЕКА и Север-ЮГ, обеспечивающих выход в порты Каспийского, Черноморско-Средиземноморского и Балтийского бассейнов, а также в порты Персидского залива и Юго-Восточной Азии.
По счастливому совпадению, рост объемов добычи сырой нефти связан с активной разработкой ее месторождений в Казахстанском секторе Каспийского моря. И, по мнению экспертов, прогнозируемые объемы перевалки нефти через морские порты Казахстана составят около 40 миллионов тонн в год! Именно этот маршрут и планируется использовать для участия Казахстана как в уже существующих, давно функционирующих маршрутах ИНОГЕЙТ, SWOP (Иран), Баку — Супса, Махачкала-Новороссийск, так и в новом проекте «Баку — Тбилиси — Джейхан».
Порт Актау, по официальным данным, был открыт в 1963 году, хотя само по себе обжитое охотниками и рыболовами местечко на берегу моря появилось много веков назад.
Еще в конце 50-х годов на месте порта Актау лежали пески, верблюды не спеша жевали верблюжью колючку, несколько домов среди песков были пристанищем немноголюдного населения.
Комментируя свой стенд, представители Актау рассказывали о том, что существующие производственные мощности порта позволяют обеспечивать ежегодную перевалку до 1,5 миллионов тонн генеральных грузов и свыше 10 миллионов тонн нефтеналивных грузов.
Перевозка грузов из порта Актау в основном осуществляется в направлении портов Анзали, Амирабад, Нека, Ноушахр (Иран), Астрахань, Оля, Махачкала (Российская Федерация), Баку (Азербайджан), Туркменбаши (Туркменистан). Кроме того, на участках Актау — Баку, Актау — Оля, Актау — Анзали регулярно работает и паромное сообщение.
С 1 января 2003 года там действует Специальная Экономическая Зона «Морпорт Актау», позволяющая максимально эффективно использовать все территории, прилегающие к порту, для развития производства и услуг, с учетом специальных таможенных и налоговых условий.
Следует сказать, что создание ИСМ — интегрированной системы менеджмента — предполагает проведение работы по внедрению международного стандарта по экологическому менеджменту «ISO 14001», который выдвигает весьма жесткие требования к комплексу природоохранных и экологических мер.
В планах развития Актау предполагается и реконструкция, направленная на совершенствование имеющейся и создание новой инфраструктуры, включая новые причалы, складские и иные помещения, также дальнейшая модернизация производственных мощностей, приобретение современного технологического и перегрузочного оборудования. В перспективе — расширение гавани, а развитие в новой гавани предполагает увеличение мощностей порта свыше 20 миллионов тонн нефтеналивных и более 3 миллионов тонн сухих грузов.
Вполне реально, что можно будет достигнуть дополнительного прироста грузопотока до 30 % в год и увеличения общего объема транзитных перевозок на 1,5 — 2 миллиона тонн (в год).
Из всех причалов (их более 10) — четыре нефтеналивных причала, имеющие возможность одновременной обработки 4-х танкеров с водоизмещением до 12000 тонн. Современный многоцелевой терминал, каким и является сегодня порт, имеет в наличии около 75 000 кв.м. открытых площадок и крытый склад — транзитный — 6000 кв.м., где обеспечивается надежное хранение грузов, в том числе тяжеловесных. Введен в действие зерновой терминал с перспективной мощностью обработки до 600 000 тонн в год и единовременным хранением — до 24 000 тонн (!) зерновых.
Очень важным является железнодорожный паромный комплекс, позволяющий осуществлять накат и выкат вагонов, следующих как в прямом, так и в смешанном железнодорожно-водном сообщении.
Стоит сказать, что в таблице динамики «перевалки грузов» на первом месте стоит количество грузов нефтяного происхождения, на втором месте — металл, на третьем — зерно, и так далее.
Комментарии капитана порта Актау
Автору удалось связаться с капитаном порта. У Е. Н. Ламзина весьма ответственная миссия, и только его огромный опыт позволяет работать капитаном единственного в Казахстане морского порта.
— Евгений Николаевич, у Вас редкая специальность — капитан порта, видимо, раньше Вы были капитаном корабля либо танкера?
— Нет, я был старшим помощником капитана на сухогрузе, а потом — на танкере.
— А заканчивали Актауское морское училище?
— Нет, тогда в Актау еще не было мореходного училища. Я в свое время заканчивал Астраханское мореходное училище, потом учился дополнительно еще и в Санкт-Петербурге, в «Макаровке», то есть, в высшем инженерном мореходном училище имени адмирала Макарова.
— Много ли танкеров с нефтью под флагом Казахстана в Каспийском море на сегодняшний момент?
— Четыре: «Астана», «Алма-Ата», «Актау», «Казахстан».
— А иностранных судов?
— Иностранных судов гораздо больше, около полутора десятка. Они ходят под российским, азербайджанским, иранским флагами. А вообще осуществляется до 1000 «судозаходов» в порт!
— Евгений Николаевич, скажите, пожалуйста, в случае необходимости, сможет ли небольшой вертолет садиться на палубу баржи, с таможенником на борту, для рабочей проверки сопровождающих груз документов, да и для проверки груза вообще, позволяют ли размеры палубы осуществлять подобную посадку, если, например, вертолет умещается на площадке 10х10 метров? Снизившись до минимума и подлетев чуть сбоку, вертолет сможет ли «вписаться» в такой «квадрат». А как вообще-то палуба баржи, или палуба сухогруза, позволят ли ее размеры?
— Ну, размеры палубы вообще-то позволят, если на плоскую крышку трюма будет приземляться вертолет.
Мечта Мангыстау и мангыстауских ЧС-ников
О чем мечтают в департаменте по ЧС Мангыстауской области МЧС РК, узнать не трудно. Все проблемы — старые! И до сих пор нерешенные. СПАСАТЕЛИ ПРОСЯТ ТЕХНИКУ! Как работать «голыми руками»? Да и жители в Атырау вряд ли откажутся от техники для спасения, ведь их море — громадное. А знаменитые Тюленьи острова — как на них добираться? Либо по воде, либо по воздуху. Спасательные жилеты во всем мире принято сбрасывать терпящим бедствие с неба, с вертолета (реже — с самолета), видимо, не зря сказано мудрое: «Спасение приходит с небес». Только и АНГЕЛАМ НУЖНЫ КРЫЛЬЯ!
Мангышлакский полуостров живет под шум волн Каспийского моря, под крики чаек, он имеет особенное географическое расположение. Единственное море в стране вдается в сушу довольно глубоко, так что даже из космоса можно сразу узнать Каспий, его ни с чем невозможно спутать, он неповторим, уникален.
Однако космос далеко, а море — вот оно, рядом.
И в нем нередко тонут люди, терпят крушение суда, лодки, как мелкие, так и крупные, и, кроме того, сухопутная часть, особенно во время песчаных бурь, ураганов, также является территорией, нуждающейся в контроле именно с помощью современной техники.
Помните, как пелось в прежнем гимне СССР: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек» Однако все территории следует охранять, держать под контролем, а слабо оснащенная в техническом плане служба ЧС областей не всегда справляется, сами посудите: как спасти тонущего человека в прибрежных водах Каспийского моря?
Здравый смысл подсказывает: во-первых, сбросить ему быстро с вертолета ЧС (которого пока нет) спасательный надувной жилет, а затем подобрать, «выловить» человека из воды, доставить его на берег, в береговую медсанчасть, оказать первую помощь.
Без своего «регионального вертолета» служба ЧС практически бессильна. Ирония судьбы — в богатом нефтяном краю, у «крутых» берегов «крутого» моря.
Оперативный, быстрый вертолет необходим ЧС, нужен, как воздух, а, может быть, даже и не один, а парочка единиц винтокрылой, оперативной техники.
Если удастся получить огромные средства на связанные с космосом программы по спасению, — это ведь не означает, что руки протянутся к тонущим прямо из космоса. Она должна приходить быстро, без посредников, сидящих в благополучном столичном офисе.
В этом смысле весьма показательна образцовая работа МЧС России, глава которой Сергей Шойгу давно уже позаботился о приличной, качественной, надежной технике для ЧС.
Деньги ЧС следует тратить рационально, было бы вообще правильно, если ЧС публиковало бы отчеты о передвижениях своих средств в финансовой сфере: куда и сколько потрачено, зачем, с какой целью, что купили? Нельзя недооценивать роль экс-министра Кулмаханова — именно с ним был куплен вертолет «Ми-171» для МЧС Казахстана. Спасибо. Но что дальше? Ведь один-два приличных вертолета ЧС — это не достижение!
Спасение — в подарок на 8 Марта
Кстати, в канун 8 Марта в Каспии чуть не погибли российские мужчины-рыбаки. В те дни неожиданное похолодание создало новые проблемы, в том числе и для судоходства.
Северная часть Каспия замерзла, на радость тюленям, которые «выбрались» на льдины (начался процесс появления на свет «бельков»).
В это же время оказались в жестоком ледовом плену несколько рыболовецких судов. Сигнал «SOS» был принят российскими спасателями, но в тот момент у них не было возможности оперативно помочь терпящим бедствие в открытом море.
Сигнал «SOS» переслали пограничникам регионального управления «Батыс» (кстати, с участием «Авиаконсалтинга» ему был куплен новый вертолет, отвечающий требованиям мировых стандартов качества).
Однако, несмотря на большой опыт и отличное знание местности, пограничные пилоты не так быстро оказались в месте бедствия, спустя пару часов. Вертолет завис над зажатым льдами судном — спасение пришло с неба.
Таким образом, российские жены получили ценный подарок ко Дню 8 Марта — своих родных, единственных мужей!
Но в самый канун 8 Марта на Тюленьих островах снова случилось «ЧП» — еще одно судно попало в опасное положение. Вылетел самолет МЧС России, но вот снять рыбаков с льдины самолету было невозможно, такое может лишь вертолет.
И вертолетчики пришли на помощь, точнее, прилетели, спасли жизни еще 25 человек.
Кажимурат Сельханович Хайрушев, начальник департамента по ЧС и ГО Мангыстауской области МЧС РК, ничуть не меньше других озабочен тем, чтобы обеспечить оперативное спасение терпящих бедствие людей. Но где взять деньги? Пусть они, теоретически, лежат под ногами.
Конечно, автор этих строк задала «больной» вопрос начальнику областного ЧС:
— А вообще нужен или не нужен вашей службе вертолет, может и так — сойдет?
— Конечно нужен! Люди тонут, мерзнут, гибнут, в пустыне пропадают: у нас же — с запада — Каспий, с востока — огромная пустыня! Дорог нет, пески, бездорожье! Да вот с деньгами — проблема, нет денег на маленький вертолет для ЧС! Не дают. Мы же зависим от Министерства ЧС. Они же как-то деньгами для МЧС распоряжаются… Но простите, нефтяники добывают каспийскую нефть, которая идет на экспорт, а в это же время дети тех же нефтяников тонут в прибрежных водах. Зато на спасательный вертолет — денег нет! Это противоречит и здравому смыслу, и Конституции РК. Нефть — богатство Казахстана, и нефтяной край должен быть обеспечен. Нам бы хоть маленький свой вертолет, чтобы стоил не так дорого, и чтобы был всегда под рукой у Мангыстауской областной службы ЧС, чтобы быстро спасать, если что, а не ждать подмоги из другого конца страны. Хочется, чтобы все было сделано быстро, вовремя, чтобы не было беды, для того и ЧС работает, чтобы помощь приходила оперативно!
— Согласна с вашей точкой зрения. А маленький вертолет можно купить — есть уже проверенная марка, давно испытанная машина — «MD-500».
— Сколько человек берет?
— 4 — 5человек, и груз. Неприхотлив в обслуживании, не дорогой. Но это не класс «люкс», не для Голливуда, конечно, а для спасения людей, ЧС.
— Спасибо, взял «на заметку».
Флибустьеры и браконьеры
О том, что в акватории Каспия близ Атырау постоянно бушуют браконьерские страсти с погоней, давно знают даже школьники. Славен Атырау и своей икрой.
О браконьерах складывают мрачные легенды, но в них только ложка правды. В реальной жизни существуют «отпетые убойщики» осетровых, охотники за икрой, вкладывающие последние сбережения, влезающие в долги, чтобы купить отличный мотор для своей лодки.
Браконьерство во всем мире — нарушение закона, а в СНГ — оно стихийное бедствие. Браконьерам выгодно вкладывать средства в сей преступный бизнес, их расходы полностью окупаются, да еще и прибыль получается немалая.
В том, что техника рыбоохраны весьма слаба, по сравнению с бандитской, есть и вина государственного сектора. Но почти как «военные операции» с участием пограничников, с вооруженными катерами и быстрыми вертолетами, с ракетами и стрельбой — это все-таки не может быть постоянной работой войск, в чьи обязанности входит охрана государственной границы.
«Охотники за икрой» заплывают в наши территориальные воды внаглую, заранее зная, что у рыбоохраны устаревшие моторы, нет своих вертолетов, чтобы «пресекать» на корню подобные «икорные операции», не прекращающиеся ни днем, ни ночью.
А недавно был жестокий эксцесс, который спровоцировали браконьеры, заплыв в казахстанские воды на катерах, увешанных сразу несколькими моторами, — такое теперь «ноу-хау» у продвинутых «пиратов».
День и ночь идет «борьба на выживание», браконьерство порой даже передается из поколения в поколение, как в наследство — сети, лодки и японские моторы типа «Ямаха», то есть, грубо говоря, — уже есть династии самых браконьеров. Причем днем они могут честно работать — грузчиками. А вот рано утром, до рассвета — плавать за рыбой, в запрещенное законом время нереста. А поздно ночью — ставить ловушки — «телевизоры».
А пограничники не обязаны, да и не могут отвлекаться от охраны государственных границ, тем более в наше время — глобального роста терроризма. Совсем недалеко стреляют, взрывают бомбы…
И уже интересно, когда структура «охраны» перестанет, изображая кипучую деятельность, заниматься очковтирательством, а потратит некую сумму на приобретение и настоящих катеров с приличными моторами, и вертолетов (хотя бы для начала одного, небольшого), пусть даже среднего, недорогого класса, рабочий такой вариант, компактный, без кондиционеров и рояля на борту.
Сегодня такие машины можно приобрести у компании «Авиаконсалтинг», где готовы предложить всем рыбоохранным структурам подходящие технические варианты.
Если, конечно, у нас не «игра в рыбоохрану», а настоящая работа по охране рыбных богатств!
На фото автора: пилоты авиакомпании «Галс.Kz» у вертолета «MD-500»