Каждая сторона лоббирует собственные интересы, стараясь как можно больнее ущемить соседа. На большинстве таможенных переходов создалась в этом плане тупиковая ситуация, разрешить которые вот уже много лет не удается. Чтобы хоть как-то отрегулировать положение, в Уральске собралось высшее руководство таможенных органов Казахстана и России. Сюда же съехались начальники всех приграничных таможенных органов соседних государств.
Из-за часто возникающих проблем на таможне в последнее время снизился товарооборот между Казахстаном и Россией. Участники внешнеэкономической деятельности не желают больше рисковать. Отношение к простым гражданам на таможне тоже подозрительное. В каждом видят контрабандиста, наркокурьера или террориста. А потому обыскивают по полной программе, зачастую унижая человеческое достоинство.
Российские таможенники говорят, что граница остается открытой для контрабандистов. По мнению начальника Западно-Сибирского отделения таможенного комитета России Григория Шаповалова, в течение уже продолжительного времени контрабандисты используют границу для перемещения китайского товара. В этот бизнес вовлечены очень многие крупные туристические фирмы России, которые как раз и пытаются заработать большие деньги.
Железнодорожный переход в Соль-Илецке, что на границе Оренбургской и Западно-Казахстанской областей до сих пор остается одним из проблемных. Так уж сложилось, что поезд, сообщением Алматы-Москва, в направлении Уральска вынужден пересекать небольшую территорию Оренбургской области. И здесь на узловой станции Соль-Илецк казахстанцев ждут большие неприятности, повторяющиеся из раза в раз. Российские таможенники подозревают каждого пассажира в контрабанде. Перевезти груз становится почти невозможно.
Казахстанские челноки уже много раз писали жалобы и в республиканские таможенные органы и в представительства российских таможенников в нашей стране, но все тщетно. На встрече в Уральске этот вопрос был одним из ключевых во время переговоров сторон. Как-никак обострять отношения из-за одного небольшого железнодорожного перехода слишком не дипломатично, да и стоит ли портить из-за этого отношения. К тому же сами президенты двух стран призывают решить все вопросы преодоления различных препятствии при переходе таможенных границ.
Заместитель председателя Таможенного комитета России Алексей Кульбарс предлагает построить совместные автопереходы. По его мнению, это даст возможность работать более слаженно, разрешить конфликтные ситуации. В то же время он считает, что в условиях создания единой таможенной границы необходимо обустроить внешние границы. Немаловажной является борьба с организованной преступностью и в этой связи как воздух необходим обмен информацией по перемещаемым через границу товарам.
То, что споры возникают даже на уровне высшего руководства, стало ясно со слов самого председателя агентства таможенного контроля Бердибека Сарабаева, который признался, что кандидатура недавно назначенного руководителя представительства российского таможенного комитета в нашей стране не совсем устраивала его. Более того, на первоначальном этапе он был категорически против кадрового таможенника, имевшего солидный опыт работы в представительстве в Кыргызстане. Правда, осталось не понятным, чем это новый человек успел насолить главному таможеннику нашей республики. Но и россияне стояли на своем. А потому добились-таки, чтобы в Казахстане их протеже был принят.
В законах обеих стран также немало огрехов. В частности россияне признают, что им нужно поработать над тем, чтобы российское таможенное законодательство соответствовало общепринятым международным стандартам. Казахстанцы, правда, считают, что все у нас хорошо, ибо новый таможенный кодекс введен всего полтора месяца. Да и то, что таможенники отныне будут причислены к работникам правоохранительных органов, по их собственному признанию, значительно повышает их статус. Хотя никто не отрицает, что коррупция в ведомстве значительно возрастет. Кстати, по результатам соцопроса участников внешнеэкономической деятельности, проведенного Форумом предпринимателей, таможенники выглядят не в лучшем свете. Всевозможные препоны, слишком сложная таможенная процедура, некомпетентность, недобросовестность, неуважительное отношение к участникам ВЭД со стороны таможенных органов, факты коррупции. Это неполный перечень тех претензии, которые предъявляют участники ВЭД к таможенным органам. Бердибек Сапарбаев считает, что эти вопросы разрешимы. С коррупцией и халатностью таможня бороться будет, так же, как будет принимать дополнительные меры по безопасности зон таможенного контроля и таможенных объектов. Правда, и без того подпорченная репутация этого органа, вряд ли может поправиться за короткое время. Не зря уже стало притчей во языцех выражение: «Таможня дает добро». Россияне не скрывают, что подобная проблема существует и у них. Впрочем, если бы всего этого не было, не было бы и проблем на границе.
Предпринимаемые меры по созданию единого экономического пространства предполагают необходимость разработки и единого таможенного законодательства, и общих принципов проведения таможенных процедур. Пока же мы имеем то, что люди по ту и эту сторону оказываются униженными и оскорбленными. У каждой республики свои порядки и законы, а потому куда идти жаловаться, никто не знает.
В Уральске стороны согласовали перечень товаров группы риска, обращающихся в приграничной торговле. Кроме того, для улучшения уровня взаимодействия приграничных таможенных органов стороны подписали соглашение о сотрудничестве и информационном обмене.
Еще одна проблема, мешающая участникам ВЭД- это несовпадение графика работы пропускных пунктов разных государств. Особенно это ощущают на себе те, кто впервые пересекает границу. Из-за того, что на российской таможне обед, или пересменка, казахстанцам приходится выстаивать на границе длинные очереди по несколько часов, а то и ночевать на границе, не имея возможности вернуться на родину по тем же причинам.
В Уральске этот вопрос попытались отрегулировать.
По крайней мере, в целях исключения несовпадения режима работы пропускных пунктов, участники встречи договорились рассмотреть возможность установления единого режима сопредельных пунктов пропуска. В перспективе может быть решен вопрос и о создании совместных переходов, таможенных постов и обеспечения на них совместного таможенного контроля. Но это только планы. Главный итог встречи — договоренность о проведении согласованных действии при разрешении любых конфликтных ситуации на таможенной границе.
Также стороны договорились внести предложения в правительства обоих государств по принятию упрощенных правил прохождения таможенных грузов и пассажиров.
С учетом договоренностей между президентами Казахстана и России два месяца назад по преодолению препятствии на границе, есть надежда, что простые граждане не будут испытывать тех неудобств, которые приходится переживать сегодня.