Таможенный союз: "зеленый свет" нашим "локомотивам" - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Таможенный союз: "зеленый свет" нашим "локомотивам"

Таможенный союз: "зеленый свет" нашим "локомотивам"

На традиционном пресс-брифинге Евразийского банка развития (ЕАБР) одной из затронутых тем стала судьба Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

  • 28 Августа 2009
  • 1157
Фото - Caravan.kz

Как известно, в июне этого года состоялось заседание Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), на котором были подписаны учредительные документы Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Согласно договоренности, Россия вкладывает в него 7,5 млрд долларов, Казахстан 1 млрд, Беларусь — 10 млн, Киргизия, Таджикистан и Армения — по 1 млн. Учредительные документы предполагают обязательную ратификацию их парламентами стран-участниц. На сегодняшний день весь этот путь прошла только Россия, что, в принципе, открывает возможность для перечисления одной десятой заявленной суммы на счета Фонда. Но для того, чтобы собрать Совет Фонда, который состоит из министров финансов стран-участниц, и «запустить» его работу, необходимо чтобы все страны выполнили юридические процедуры, и объем перечисленных средств превысил половину объема уставного капитала.
— Мы ожидаем, что к сентябрю этот путь пройдут все остальные страны, поскольку они заинтересованы в получении этих средств. Поэтому мы не ожидаем, что могут возникнуть задержки с ратификацией этих документов, — заметил член Правления ЕАБР, директор по аналитической работе Владимир Ясинский.
Финансовые ресурсы Фонда, согласно его уставу, будут использоваться в трех направлениях: суверенные займы, стабилизационные кредиты и межгосударственные инвестиционные проекты.
— Для примера вероятных инвестиционных проектов можно сказать об очень актуальном для Казахстана проекте строительства третьего блока электростанции «Экибастуз-2». По сути, это совместное с Россией предприятие в доле 50 на 50. Большая часть электроэнергии со станции будет экспортироваться в Россию, что после аварии на Саяно-Шушенской ГРЭС еще более актуально. И проект такого типа, который носит ярко выраженный интеграционный характер, вполне может быть расценен как межгосударственный инвестиционный проект. Как, например, и строительство автодороги Западный Китай — Западный Казахстан, — заметил г-н Ясинский.
Другой темой брифинга стала судьба канала, который должен соединить Азовско-Черноморскую акваторию с Каспийским морем. Банк финансирует проведение сравнительной оценки технико-экономической характеристики двух вариантов возможного направления канала. Такую сравнительную оценку инициировали президенты Казахстана и России, и банк, проведя открытый конкурс, выбрал организацию, которая ведет эти работы. Ожидается, что ее промежуточные итоги будут известны уже в ноябре текущего года, окончательные — к весне следующего.
— Это очень большой проект, и мы старались составить техническое задание таким образом, чтобы первый этап уже мог ответить на вопрос какой проект предпочтителен, а может — оба варианта неосуществимы, — отметил г-н Ясинский.
Существует два варианта соединения Каспийского моря с Азово-Черноморским бассейном — строительство второй ветки канала «Волга — Дон» или так называемый канал «Евразия», который должен напрямую идти из Каспия в Азов. Оба они относятся к категории очень капиталоемких проектов, в частности, инвестиционные потребности канала «Евразия» оценочно находятся в коридоре от 7 до 12 млрд. долларов. Поэтому уже само изучение вариантов канала — серьезная задача.
Из других больших задач экономической интеграции эксперты банка сосредоточили внимание прессы на предстоящем со следующего года начале работы режима Таможенного союза.
Отвечая на вопрос некоторых казахстанских СМИ — не принесет ли это с собой проблемы для казахстанских производственных предприятий в виде конкуренции с российскими бизнесменами? — эксперты банка заметили, что в краткосрочной перспективе для отдельных предприятий и отраслей это возможно. Но в долгосрочной перспективе и по совокупному торгово-экономическому эффекту будет однозначно полезно для всех стран-участниц.
Казахстану Таможенный союз дает большие возможности «раскочегарить» три его отраслевых «локомотива» — нефтегазовую, металлургическую промышленности и агропромышленный сектор.