Корреспондент Caravan.kz не смогла проехать по талгарской трассе из-за каменного заграждения.
В эти выходные мне не удалось посетить поселок Тургень, моя машина уперлась в каменную груду, которая перегородила путь, пришлось разворачиваться назад. Моему примеру последовали и другие автовладельцы, так и не доехав до пункта назначения. По словам водителей, подобные груды камней также обнаружены возле поселков Аймен и Есик. Таким образом, талгарская трасса, которая проходит вдоль Большого алматинского канала (БАК), оказалась полностью заблокированной.
Эта дорога хорошо известна туристам, по ней удобно было добираться в Тургеньское ущелье. Талгарская трасса идет параллельно Кульджинке и очень сильно ее разгружает, так как проходит через многие поселки. Вдоль этой дороги раскинулись виноградники, сельхозполя, рядом с ней также расположены три карьера (два карьера для добычи глины и один — для добычи строительного камня).
По одной из версий водителей, дорогу перекрыли из-за большегрузов, которые вывозят щебень из карьеров на переработку и портят качество дорожного полотна, превращая его в «стиральную доску». Можно предположить, что дорогу заблокировали жильцы близлежащих поселков, чтобы груженые машины не докучали своим шумом и пылью, как это было три года назад. Однако перед завалом стоит знак «Тупик», а значит, областной акимат и «КазАвтоЖол» в курсе происходящего.
Кстати, этот знак не показывает платформа 2ГИС, которая помогает строить маршруты, и многие водители его игнорируют. Никому и в голову не приходит, что проезд могут ограничить таким варварским способом. Ведь трасса была хорошая, без ям и колдобин. И грудами камней ее сделали нефункциональной и для грузовых, и для легковых машин. Для чего тогда вообще строили эту дорогу, тратили миллионы бюджетных средств, если сейчас ею никто не может пользоваться? Не проще было бы поставить знак «Движение грузовых автомобилей запрещено», а рядом полицейских, которые будут штрафовать в случае несоблюдения правил? Так можно было и трассу использовать по назначению, и казну пополнить. Сейчас и легковые, и грузовые автомобили едут по объездной дороге, большегрузы создают пробки, объехать их невозможно, так как обгон запрещен. Кому стало от этого легче? Эти вопросы мы задали акиму Алматинской области, но ответ так и не получили.
Странно и то, что на трассе вдоль БАКа стоят знаки «Не больше восьми тонн на ось», но по ней едут самосвалы, груженные камнями (явно больше восьми тонн). Дорожная полиция их не штрафует, ссылаясь на то, что грузовой транспорт должна проверять транспортная полиция, оснащенная соответствующими весами.
А что у нас с транспортным контролем? По словам водителей, владельцы грузового транспорта заплатили за перегруз, поэтому едут по дороге, которая для них не предназначена. Получается, какой бы запрещающий знак ни стоял, за определенную сумму его можно игнорировать?
Значит, единственный способ сохранить дорогу – завалить ее камнями. По всей видимости, акимат Алматинской области ждет, когда примут поправку в закон, которая позволит им штрафовать владельцев грузовиков и отправлять эти деньги в местный бюджет. По информации Минтранса, эта норма вступит в действие в январе 2026 года. К тому времени и взвешивать машины будет на чем — к 2025 году «КазАвтоЖол» планировал установить на республиканских дорогах порядка 60 автоматизированных станций измерения. К слову, талгарская трасса является дорогой республиканского значения. Видимо, ее и законсервировали до лучших времен.
Что касается «КазАвтоЖола», то он сейчас занят составлением смет и подсчетом будущих барышей. Согласно проекту Комплексного плана развития Алматинской агломерации до 2027 года, подготовленному Миннацэкономики, уже в текущем году на реконструкцию трассы Алматы — Талгар — Байдибек би предлагается выделить 33 млрд тенге, а всего в течение ближайших трёх лет — более 150 млрд. Судя по эскизам, реконструировать предлагается 68,2 км трассы от моста через реку Котырбулак между Туздыбастау и Бесагашем и до примыкания к Кульджинке в селе Байдибек би. В ходе реконструкции планируется привести в порядок 8 мостов и построить 5 транспортных развязок. При этом для расширения трассы предполагается снести множество придорожных строений. Как будет на самом деле, неизвестно.
Пока всех устраивает только формальное существование дороги. Возможно, пытаются сохранить имеющееся дорожное полотно, чтобы потом слегка обновить и выдать за реконструированное. Пока это только наши догадки. Но, учитывая то, что экс-председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскар Муратулы задержан и его подозревают в хищении бюджетных средств в особо крупном размере, нет никаких гарантий, что деньги не «распилят», а старое полотно не выдадут за новое.