Талант вместо “крыши” - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+20 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Талант вместо “крыши”

Талант вместо “крыши”

Мы как-то уже привыкли к тому, что в Казахстан приезжают на заработки наши соседи – киргизы. От них узнаем, что зарплаты на родине оставляют желать лучшего, работы нет. Но, побывав в Киргизии, узнали и другую сторону миграции.

  • 6 Июля 2012
  • 4062
Фото - Caravan.kz

Наш собеседник – ректор Академии управления при президенте Кыргызской Республики доктор экономических наук Чынгыз ШАМШИЕВ рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту “Каравана” о политическом и кадровом будущем Киргизии, оттоке мозгов и многом другом.

– Чынгыз Болотбекович, вы после 13 лет работы и учебы во Франции вернулись на родину, чтобы работать на ее благо. Что, на ваш взгляд, изменилось за последние два года, чем сейчас живет страна?

– 2010 год, безусловно, был очень сложный – страну трясло. Думаю, казахстанцы, как наши соседи, обо всем этом хорошо осведомлены. Потом были выборы в парламент, мы жили тем, что формировали новое правительство. Все с интересом наблюдали: что сработает, что нет, ведь много звучало катастрофических прогнозов. В прошлом году прошли выборы президента, и на этом закончился транзитный период для Киргизии. В данное время все институты власти сформированы. Можно сказать, страна оправилась от потрясений. Но, учитывая, что весь законодательный массив не подогнан под Конституцию, работы предстоит много.

– Это, так сказать, большая политика. А как живут обычные граждане?

– Если отойти от политики, то большую часть времени граждане Киргизии зарабатывают себе на жизнь. Работать непросто, так как доходы остаются невысокими. Зарплаты в Бишкеке чаще всего – 250–300 долларов. На 300 долларов прожить семье очень сложно. Люди пытаются где-то подзаработать. При этом народ у нас неунывающий, стойкий, продолжает верить в лучшее будущее и… развлекаться. Если вы пройдете по вечерней столице, то увидите множество кафе, ресторанов, баров, на любой вкус и кошелек. В Бишкеке очень активная социальная жизнь, постоянно организовываются концерты, публичные акции.

– Политики идут в народ, участвуют в этих акциях?

– Стараются, особенно молодое поколение. Достаточно много амбициозных, активных ребят, имеющих планы на политическую карьеру. Есть политики, которые в силу своей публичности, гражданской позиции завоевывают симпатии у населения и даже начинают приобретать политическую значимость.

Чиновники боятся журналистов

– Как житель города Бишкека, какие изменения в социальной, политической сфере вы почувствовали?

– Конечно, больше всего усилий ушло на нормализацию ситуации. Хорошо, что страна “проветрилась”, пришел свежий воздух…

Основное достижение – госорганы стали работать более открыто. Сегодня чиновники сильнее беспокоятся о том, что журналисты в газете напишут или покажут по телевидению, что люди скажут. К мнению прессы прислушиваются, корреспондентов обхаживают. Не дай бог поругаться с журналистом! В условиях, когда имеются политические оппоненты, это непростительная оплошность, они могут быстро воспользоваться сложившейся ситуацией. А если критика обоснованна, это привлечет внимание вышестоящего руководства, правоохранительных органов…

На мой взгляд, в Киргизии сейчас беспрецедентная свобода прессы – это с одной стороны. Но с другой – насколько пресса к этому готова? Есть еще журналисты, которые до сих пор работают по заказу, грубо говоря, продаются.

Что касается проблем, их осталось много. Давайте вещи называть своими именами – 20 лет страну грабили, коррупция была повсеместно, и сейчас она еще есть. Продолжается утечка кадров, причем как из частного сектора, так и из госорганов. Вот недавно встречался со знакомыми, которые возглавляют успешные предприятия. Они жаловались, что уезжают отличные кадры, хотя зарплата у них, по нашим меркам, приличная – 1500–2000 долларов.

В поисках лучшей жизни

– В интервью киргизским изданиям вы не раз говорили об утечке мозгов из страны…

– В Киргизии миграция многоуровневая. Есть миграция малоквалифицированной рабочей силы, она продиктована поиском более высоких заработков. Наши граждане едут в основном в Россию, Казахстан. Другой вид миграции – когда страну покидают состоятельные люди, имеющие нормальную работу. Чаще уезжают этнические меньшинства, мотивируя отъезд тем, чтобы обеспечить детям более стабильное будущее. Некоторые опасаются политической нестабильности в стране. Также выезжают из-за недоверия к общественным институтам.

По различным оценкам, в Киргизии до 90 процентов капитала (этот показатель близок к странам Латинской Америки, Африки) уходит за пределы страны. Граждане Киргизии покупают недвижимость, землю в России, ОАЭ, Европе. Чтобы присматривать за своим капиталом за рубежом, люди покидают страну. Это особый вид миграции.

“Мы – за компетентные кадры”

– Расскажите о вашем движении “Молодежь Киргизии за новую кадровую политику”. За что боретесь вы и ваши соратники?

– Движение сформировалось спонтанно, месяца три назад. Изначально оформилось как facebook-движение, а сейчас существует в режимах онлайн и офлайн. Мы собираемся в Бишкеке каждую неделю, разрабатываем предложения по кадровым вопросам для государственной службы, разработали проект гражданского бюджета для города, готовимся к участию в общественных мероприятиях. В движение входят молодые жители Киргизии разных национальностей и профессий, есть бизнесмены, учащиеся престижных зарубежных вузов, много соотечественников, живущих, работающих или учащихся в США, Германии, Испании, Чехии и других странах. Регулярно в режиме видеоконференции мы проводим с ними встречи. Объединяет их всех патриотизм, желание навести порядок в стране. Мы прилагаем все усилия, чтобы в госслужбе работали компетентные люди, которые продвигались бы по службе, поощрялись в зависимости от своего таланта, а не по племенным, родственным или иным факторам.

– А талантов много?

– Много талантливой киргизской молодежи уезжает за свой счет на учебу за рубеж – у нас нет госпрограмм, как в Казахстане, типа “Болашака”. Они оплачивают сами учебу, работают посудомойками, официантами, умудряются еще домой деньги отправлять. А когда возвращаются обратно, не могут найти работу. Разве это нормально? При этом их место занимают люди, которые покупали свои дипломы и имеют влиятельного дядю. Страна, которая не может задействовать свой потенциал, не имеет будущего!

Перезагрузка

– Проехав по Бишкеку, мы обратили внимание, что город вырос и уже задыхается от пробок…

– Изначально Бишкек был рассчитан на 400 тысяч населения, а сегодня, по различным оценкам, в городе насчитывается 1 миллион 200 тысяч человек. И город продолжает расти. Через лет 20 в нем и окрестностях будет проживать до 50 процентов населения страны. Ош впитает около 30 процентов населения. Киргизия будет страной урбанизированного населения, и надо к этому готовиться. Инвестиции прежде всего нужно направлять в городскую инфраструктуру. Регионы будут пустеть, и рост производительности в сельском хозяйстве станет этому только способствовать. Я два года в Бишкеке, на моих глазах население очень сильно выросло. Конечно, перегрузка особенно чувствуется на дорогах. В часы пик лучше по улицам не ездить.

– Перевод денег киргизских мигрантов из-за рубежа по своим размерам составляет 25 процентов ВВП Киргизии. Ежегодно через банковские системы трудовые мигранты переводят в Киргизию 1 миллиард 250 миллионов долларов США. Это только то, что проходит по официальным платежным системам. Но ведь деньги еще привозят, так сказать, в карманах. Если это прибавить, получим около 40 процентов ВВП страны.

Можно сказать, в чем-то миграция нам помогает. Но, с другой стороны, идет отток рабочей силы. Крупные инвесторы, средний, малый бизнес жалуются на то, что не хватает трудовых ресурсов. Страдают все секторы экономики – строительный бизнес, общепит, легкая промышленность. К примеру, даже в ресторанах постоянная проблема с обслуживающим персоналом.

Алматы – Бишкек