Так считает доктор наук в области международных отношений, арабист, историк-востоковед Максим Шашенков. Свое мнение ученый заявил в беседе с Caliber.Az, передает Caravan.kz.
«Cейчас Китаю конфликт с Западом не нужен. В принципе, это не нужно ни Индии, ни богатым арабам Персидского залива и далее по списку. Впрочем, Казахстан и другие страны СНГ тоже не мечтают об этом. Острый конфликт с Западом сейчас просто никому не нужен. Всех устраивает относительно эволюционный и растянутый на десятилетия процесс «перестройки». Все стараются по возможности избежать экономических и финансовых войн, ибо для Китая, Индии, монархий залива это как если бы стрелять ядрами в стеклянные дома друг друга. А значит, у России нет и не будет идеологических союзников в уничтожении установленного миропорядка, особенно в экономике.
Безусловно, каждая из этих стран тайно или явно радуется тому, что кто-то бросил вызов американской гегемонии. Незападные цивилизации не хотят больше жить в мире полного господства Запада, но при этом всех устраивает медленная эволюция и изменения. Никто не готов в ответ на подсказку «лошадью, ходи, лошадью…» взять и перевернуть всю шахматную доску… Никто — кроме русских. Поэтому России придется в одиночку бороться с Западом, а это не что иное, как завуалированная форма изоляции. И главная ошибка этой борьбы — не совсем очевидные среднесрочные и долгосрочные стратегические выгоды для русского народа», — предположил Максим Шашенков.
Более того, если Вашингтон не совершит очередной крупной ошибки, то пусть и непростые американо-китайские отношения не упадут до уровня российско-американских, со всеми вытекающими для России реалиями, не сомневается эксперт. Вместе с тем специалист подчеркнул, что Китай сегодня является главным бенефициаром предыдущей эпохи глобализации и существующей мировой финансовой, торговой и экономической системы, созданных Западом. К осени до Казахстана дойдут все неприятности санкционной войны России: что ждет экономику РК
«Зачем Пекину своими руками ломать это? Китайцы знают, что находятся в выгодном положении в рамках этой системы. Американцы это давно поняли, и, кстати, именно этот факт сильно бесил экс-президента США Дональда Трампа. Процесс ликвидации старого миропорядка запустили сами американцы и начали с его центрального элемента — экономической глобализации, которая сделала из Китая реального конкурента в экономике, доходах, технологиях и благосостоянии. А там, где есть мощная экономика, будет и непобедимая армия», — подчеркнул собеседник агентства.
Помимо того, по мнению эксперта-экономиста, в 2001 году российская и китайская экономики были почти сопоставимы, однако с тех пор экономика Китая выросла в 5, 6 раз. Поднебесная стала фактически первой экономикой в мире по ВВП на душу в паритете. Китай неизбежно станет номером один в мире. Экономическая связь с США (торговый оборот в год с Америкой в 6 раз больше, чем с Россией), в целом с Западом, с мировыми финансовыми институтами — это часть успешной китайской модели. Шашенков также подметил, что цель Китая сегодня заключается в том, чтобы стать лидером четвертой промышленной революции по технологиям, науке, уровню жизни населения. Россию китайцы используют прежде всего как удобный таран, государство, которое удачно отвлекает Запад от спорных вопросов с Китаем. В то же время Шашенков отмечает, что в мире с нарастающей быстротой складываются мощнейшие кластеры роста, успеха и мощи.
«Определенные страны или сообщества государств, в основе которых лежат общие ценности, экономический успех, благосостояние, независимость и прорывной характер технологических площадок, способны успешно и относительно автономно конкурировать в условиях четвертой промышленной революции. Будущее русской цивилизации — стать одним из таких кластеров, но путь туда лежит отнюдь не через борьбу за исторические земли. Впрочем, борьба уже началась, но пока не совсем непонятно, как она поможет в создании центра силы в области экономики, улучшении благосостояния, развитии технологий и уровня жизни. Любому думающему человеку понятно, что в реальности не было прямой военной угрозы ни со стороны НАТО, ни со стороны Украины, чтобы на кон поставить действительно важные стратегические интересы русской нации. Вторжение в Украину — крупнейший стратегический просчёт Москвы, сопоставимый с ошибками Николая II в период Крымской войны.
Более того, нарастающей конфликт между Западом и Китаем давал России прекрасный шанс выступить в роли балансира и третьей силы в главном мировом треугольнике ХХI века — Запад (США прежде всего), Китай и Россия. Такая позиция независимой, относительно равноудаленной силы (в военной и ресурсной сферах, в области человеческого капитала) открыла бы РФ огромные возможности для извлечения крупных стратегических, финансовых и экономических выгод. К сожалению, ситуация сложилась прямо противоположная: Москва свою позицию одного из углов мирового треугольника сумела чудесным образом из источника силы превратить в источник слабости. Имея изначально на руках неплохие карты, поставила себя в треугольнике Запад — Китай — РФ в заведомо более слабое положение. Запад, который главной угрозой для себя считал Китай, быстро перефокусировался на Москву. НАТО расширяется и создает мощную армию на границах с РФ. Украинцы стали врагами не на одно поколение. Русские должны быть последним народом Евразии, которые попытались определять себя по принципу этноса, языка и «исторических земель». Россия, как сборная цивилизация, не должна делиться на русских/нерусских. Такой «русский мир» не нужен ни молодым казахам, ни узбекам, ни грузинам, ни азербайджанцам, никому. Молодое поколение россиян просто обязано предложить своим сверстникам из этих стран что-то другое, кроме «СВО». Иначе мы останемся у разбитого корыта. Надежда на русскую молодежь», — заключил, не скрывая своего резко отрицательного отношения к происходящему в России, Максим Шашенков.