Корреспондент “КАРАВАНА” вместе с бесстрашными бойцами войсковой части № 32363 понюхала пороху и проверила на себе, каково это, бегать по степи “налегке” – в экипировке весом почти 20 килограммов!
Между собой военнослужащие называют аэромобильные войска “кулаком” Верховного главнокомандующего. Это один из самых боеспособных и мобильных родов войск нашей армии, готовность солдат, офицеров – 24 часа в сутки. Он предназначен для боевого применения в кризисных ситуациях. Здесь готовят специалистов самого широкого профиля – десантников, снайперов, пулеметчиков, водителей БТР, КамАЗов, механиков…
История создания аэромобильных войск началась с Указа Президента страны “О структуре Вооруженных сил Республики Казахстан” – 6 июля 2000 года. Свое современное наименование войска получили в сентябре 2003 года. Но казахстанские десантники остаются верны традициям и отмечают еще и День ВДВ – 2 августа. В эти две знаменательные даты бойцы не хуже героев крутых боевиков пробивают кулаками доски и кирпичи, спускаются с вертолета по тросу, стреляют из пулеметов и гаубиц.
Универсальный солдат
Но до праздников еще далеко, а интерес к этому роду войск огромен. Поэтому наша съемочная группа отправилась в воинскую часть № 32363, расположенную в городе Капшагае Алматинской области.
Въезд для представителей “четвертой власти” на территорию – только с личного разрешения министра обороны страны. Утром мы застали занятия по рукопашному бою.
– Это комплекс номер один, основной в подготовке воздушно-десантных войск, – вводит нас в курс дела старший сержант Дмитрий РОГОВСКИЙ. – Его обязан знать каждый десантник. Он выполняется утром и вечером, движения доводятся до автоматизма. На практике солдаты могут его применить, когда нужно обезоружить противника, отразить нападение. Отрабатываются приемы и с оружием.
– А для чего нужны громкие выкрики на выдохе?
– Параллельно бойцы делают дыхательную гимнастику, укрепляют боевой дух.
Среди военнослужащих здесь много профессиональных боксеров, борцов, мастеров и кандидатов в мастера спорта по восточным единоборствам. А вот двухметровых детин с перекачанными бицепсами вы вряд ли здесь увидите, ведь главные качества бойца – универсальность и выносливость. Попробуй пронеси на себе десятки километров 30–60 килограммов груза!
Ресницы накрасила – и на стрельбы
…Звуки выстрелов мы услышали, еще подъезжая к огромной территории учебного полигона с палатками, мишенями, траншеями. Интересно, дети из близлежащих поселков не приходят посмотреть на “игры” военных?
– Когда я был мальчишкой, неподалеку находилась воинская часть, и нас постоянно гоняли взрослые, – вспоминает старший офицер по воинской дисциплине гвардии капитан Мейрам КАППАСОВ. – Современные дети проводят все время в Интернете, у них на уме только компьютерные “стрелялки”, им не до нас. В любом случае, полигон охраняется.
Стрельба по мишеням из траншей со сменой огневой позиции отрабатывается в дождь, холод, летнюю жару. Мишени расположены на расстоянии 200–500 метров.
Едем дальше, где проходят контрольные стрельбы по движущейся мишени из автомата Калашникова.
“Калаш” – оружие безотказное, говорят военные: уронишь в грязь или закопаешь в песок, все равно будет стрелять. Недаром количество выпущенных экземпляров творения Михаила Калашникова перевалило за миллиард!
– Экономика нашей страны позволяет больше проводить занятий по огневой подготовке, – рассказывает гвардии майор Абылай ШИЛДЕБАЕВ. – Раньше лимит боеприпасов был ниже. Постоянно идет модернизация вооружения, средств связи, техники. Так, мы получили новые бронежилеты весом 11 килограммов 500 граммов. Они снабжены карманами для переноски гранат, патронов. Раньше бронежилеты весили 15–16 килограммов. Еще кевларовые каски – удобные, не сползают при боевом положении.
Среди военных, принявших положение “лежа”, замечаю трех девушек с автоматами. Жанат, Сымбат и Ляззат служат по контракту радиотелеграфистами.
И как миниатюрная дюймовочка Жанат МЕКЕБАЕВА десять лет преодолевает все тяготы армейской жизни – каждый день 100 отжиманий и качание пресса, марш-броски!
– Я призвалась в армию, а потом вышла замуж, супруг тоже военный, – рассказывает Жанат. – У нас двое сыновей, приучаем их к спорту.
Сымбат БЕЙСЕКУЛ в армии почти год. В ее походной сумке вместо косметички противогаз.
– Утром ресницы накрасила – и на стрельбы, – улыбается девушка.
Я тоже решила примерить на себя роль женщины-амазонки и облачилась в бронежилет, каску, вооружившись СВД – снайперской винтовкой Драгунова. Общий вес обмундирования составил 20 килограммов. Не регулярные, но все же занятия спортом помогли не упасть под тяжестью всего, что на меня навесили. Воображение разом нарисовало ужасную картину: я бегу в этом по пустыне, в сорокаградусную жару…
50 кг за плечами
На “десерт” нам приготовили тренировки десантников. Многое из практических занятий мы уже видели, потому за комментарием обратились к заместителю командующего аэромобильными войсками по воздушно-десантной подготовке Виктору ЖИТНИКУ.
– Сейчас в парашютисты идут все, кому хочется острых ощущений. Чем отличается профессиональная подготовка?
– Десантник совершает прыжок с оружием, снаряжением, ночью, на воду. Парашютиста можно проинструктировать и, грубо говоря, “выкинуть” с самолета – главное, чтобы он благополучно приземлился. Десантник должен полностью преодолеть психологический барьер. Это ежедневный труд. В воздухе никто ему не поможет, все действия доводятся до автоматизма.
С каждым следующим прыжком сложность наращивается. Представьте: десантнику нужно прыгнуть на воду, после пробежать с парашютом до пункта сбора и затем выполнять задачу. Парашют весит 32 килограмма, а все вместе – более 50.
– Во время выполнения прыжков на воду могут быть непредвиденные ситуации, например, рыбацкие сети, камни на дне?
– Такие прыжки совершают опытные парашютисты. Заранее мы выезжаем на водоем, обследуем дно, смотрим глубину. Во время учений обязательно дежурят спасательные лодки.
– Отличается ли оснащение наших десантно-штурмовых бригад от американских, российских?
– Мы отличаемся военной техникой, состоящей на вооружении. Что касается парашютной техники, наши десантники используют российский парашют Д6. По “крылу” (парашюты спецназначения) – в России “Арбалет”, в Казахстане “Беркут-2” – по характеристикам такой же, но устойчивее и безопаснее. Парашют Т-10, используемый в американской армии более 40 лет, значительно уступает российскому Д6. Китайские парашюты не рассматриваем вообще – у них срок использования маленький. В 2015 году министерство обороны закупило почти 500 парашютов, поставило 115 “крыльев” “Беркут-2”. Для наших вооруженных сил – хорошее подспорье.
В Казахстан не раз приезжали военные эксперты из России, мы ездили к ним, смотрели выступления десантников, оснащение. Принципиальных различий нет.
– А каких технических новинок у нас еще нет?
– Мы имеем все, чтобы выполнять задачи Главнокомандующего. Конечно, хотелось бы совершать прыжки с высоты 20 тысяч метров. Пока у нас нет специального кислородного оборудования для десантников. Но если потребуется, освоим и это – нам не привыкать…
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ