Правительство Казахстана пытается порвать эту причинно-следственную связь. Астаной принято постановление «О необходимых мерах по стабилизации цен на потребительском рынке».
В приложении — более 40 пунктов. Местные власти стараются постановление выполнять.
На Юге Казахстана бороться с ростом цен начали с фруктов и овощей, причем в деле участвуют и административные, и таможенные органы, и даже сотрудники дорожной полиции (которые все еще более известны как гаишники).
Расклад предельно простой. Сейчас в ЮКО овощи и фрукты только начинают созревать, тогда как в соседнем Узбекистане сезон помидоров и огурцов в самом разгаре. В последнее время граница между двумя государствами уже вновь открыта для свободного проезда, и потому импорт узбекских продуктов силами частных физических и юридических лиц поставлен на самую широкую ногу.
Правительство Казахстана такой эскалации узбекских сельхозпроизводителей отнюдь не противится, но даже наоборот — всячески приветствует. С 200 кг до 5 тонн увеличен весовой норматив продуктовых грузов, которые пересекают таможенный и пограничный контроль в льготном и упрощенном режиме (об этом Караван.kz уже писала). Причем, заметим, льгота носит чисто сезонный характер — как только в ЮКО поспеют свои помидоры и огурцы, льготы для импорта узбекских продуктов закончатся (предположительно это должно произойти в июле-августе). Таким образом правительство стремится и защитить местного сельхозпроизводителя, и в то же время на период, пока отечественного урожая нет, насытить свой рынок дешевой продукцией из соседней страны.
Но насколько узбекские помидоры и огурцы реально дешевле?
Завесу тайны приоткрыли таможенники Казахстана. Оказывается в Ташкенте, на центральном рынке «Койлик», овощи и фрукты и впрямь стоят сущие копейки по сравнению с казахстанскими ценами. Так, килограмм картофеля в начале июня стоил 10-15 тенге, томатов — 20-25 тенге, лука — 10-15 тенге, моркови — 5-7 тенге, капуста — 5-6 тенге. Конечно, цены на узбекском рынке ежедневно менялись. Но, как правило, лишь в сторону уменьшения.
Большинство частных лиц, занимающихся импортом узбекских овощей в ЮКО, (а это обычно граждане Казахстана), отовариваются именно на рынке «Койлик», и условно можно считать закупочную цену сельхозпродуктов именно по ценам рынка «Койлик».
Затем импортеры провозят свой груз через границу, уплачивая таможенные пошлины. Как уже было сказано, режим для грузовиков с 5 тоннами овощей на таможне установлен льготный и упрощенный. 5 тонн овощей — это полная грузовая ГАЗель а то и бортовой ГАЗ — именно тот транспорт, который и эксплуатируют импортеры сельхозпродукции, тем паче что расстояние от Ташкента до Шымкента — 120 км.
На таможне груз овощей облагается необходимыми пошлинами в зависимости от рыночной стоимости этого продукта.
Причем за основу на казахстанской таможне берется конечно не ташкентский «Койлик», но казахстанский рынок «Даулет» в селе Сарыагаш, имеющий своеобразный статус ценообразующего приграничного рынка.
Цены здесь устанавливаются сообразно с ташкентскими и казахстанскими расценками, хотя влияние первых, конечно, преобладает. Так вот здесь уже все вышеперечисленные цены поднимаются примерно в полтора-два раза по сравнению с узбекскими. Исходя из этих расценок товара, импортер и уплачивает необходимый таможенный сбор. Заметим, что если до введения упрощенного режима этот налог составлял до 40-50 тысяч тенге, то теперь он ограничивается 3-5 тысячами. То есть затраты даже для самого честного налогоплательщика на таможне в общем-то не значительные.
При том, что бензин и ГСМ непрестанно дорожают, затраты на транспортировку из Узбекистана в ЮКО даже в самом пиковом случае не превышают для грузовой Газели 1000 тенге за рейс (пробег в 120 км с запасом от Ташкента до Шымкента). Для грузовика «ГАЗ», работающего на солярке, затраты еще ниже. Плюс, возможно, сама аренда грузового транспорта с водителем — до 50 тысяч тенге. Добавим к этим затратам еще тысяч 50 на всякие прочие непредвиденные расходы. Итого получаем, что на 5 тонн груза овощей приходится порядка 110 тыс., максимум — 125 тысяч тенге затрат. Следовательно, какой бы продукт не вез импортер, ему достаточно будет прибавить в цене по 5-10 тенге на каждый килограмм, что бы уже выйти по нулям.
Ну, если продукт совсем скоропортящийся, например, черешня, клубника, те же помидоры, какая-то часть отойдет в брак. Значит, чтобы свести концы с концами ему нужно прибавить к цене еще процентов 10-25 от общей стоимости. Но это еще не все накрутки.
Естественно, импортеру нужна прибыль. И тут начинается самое интересное.
Приведу цены на главном Шымкентском рынке «Верхний» на начало июня по тем же видам продуктов: томаты — 250-270 тенге/кг, огурцы 170-180, лук — 70-90 тенге, картофель — 100-120.
Повторимся, что в начале июня на шымкентских рынках главным образом торговали узбекскими продуктами. Как видим, уже в Шымкенте цены на узбекские овощи возросли не просто в разы, но на порядок по сравнению с ташкентским «Койликом». А уж о стоимости этих же продуктов в более северных регионах и говорить не приходится.
Сами торговцы объясняли такую накрутку высокими транспортными расходами и тем, что в дороге приходится «отстегивать» и таможенникам, и гаишникам, и еще десятку всевозможных представителей власти. По уверению некоторых торговцев, эти «откаты» даже на столь коротком пути от Ташкента до Шымкента порой раза в два-три превышали все остальные расходы, включая покупку товара и аренду транспорт. Вот поэтому-то и приходится накручивать в десятки раз, чтобы хотя бы возместить стоимость операции.
Спорить с этим было трудно, и, начиная борьбу с ростом цен, власти ЮКО постарались предотвратить именно поборы на дорогах.
Потребовалось взаимодействие и власти, и таможенников, и гаишников.
Импортеры сельхозпродукции по инициативе отделов и управлений акимата ЮКО, уже при переходе через главный таможенный пост «Жибек Жолы» стали организовываться в караваны, которые сопровождались машинами полиции и администрации непосредственно до рынков Шымкента.
Правда, далее уже ни чиновники, ни полицейские не следили за тем, какую цену установят на свои продукты импортеры из каравана. Проводился лишь общий мониторинг цен на рынках. Ожидалось, что благодаря такому официальному «крышеванию» импортеров, на рынках пойдет общее удешевление овощей и фруктов.
Цены на шымкентском «Верхнем» на томаты и огурцы действительно с каждым днем снижаются. Но вызвано это лишь естественным сезонным обилием овощей. И даже сейчас они довольно далеки от тех, что наблюдались в Ташкенте или в Сарыагаше на начало июня.
Ситуацию прокомментировал Ислам Икрамов из отдела анализа и прогнозирования областного акимата ЮКО.
— Узбекские сельхозпродукты порой проходят три-четыре перекупщика, прежде чем попадают на рынке Шымкента. Каждый перекупщик накручивает свою цену. Ликвидировать перекупщиков мы можем только одним способом — создав условия для самого первого импортера (который, заметьте, также не является производителем, но тем не менее посчитаем его за первое звено), довезти свой товар непосредственно до рынка и самому им здесь торговать. Этот процесс мы практически уже контролируем. Но даже тот из импортеров, кто раньше был вынужден продавать свой товар перекупщикам раза в три-четыре дешевле, теперь, получив возможность самому торговать на рынке, да к тому же прикрытый административными караванами от поборов на дорогах, тем не менее, устанавливает на рынке ту же цену, которую прежде выставляли третьи-четвертые перекупщики.
Главным в ценообразовании для него становится не снижение затрат, но покупательская способность населения и стремление к собственной выгоде. По сути идет уже настоящая спекуляция. С ней можно бороться только правовыми, налоговыми методами.
Однако налоговое законодательство в отношении рынков давно определено, и носит фиксированный характер в виде стоимости лицензии либо разового разрешительного талона на торговлю на рынке. То есть налогообложение здесь не зависит от объемов дохода, так как, по идее, на свободном рынке ценообразование всегда должно лавировать между спросом и предложением. К сожалению, сейчас продавцы очень умело пользуются тем, что при росте доходов населения, покупатель приучается не больше покупать, но больше платить.
И государство может начать охранять каждого торговца от всевозможных рэкетиров из ГАИ и из братвы, устраивать льготные режимы на таможне и на рынке, но пока оно не научится бороться со спекуляцией, рост цен не остановить.