Про древние стоянки, водоводы прошлого и сакральные центры, акведук и каменоломню рассказал старший научный сотрудник института НИИ археологии им. А. Х. Маргулана Александр ГОРЯЧЕВ.
Где были стоянки?
Археолог Александр Горячев специализируется как раз на системах домоустройств, жизнеобеспечения, одним словом, на том, как люди жили в глубокой древности.
– Большое Алматинское ущелье находится на территории Иле-Алатауского национального парка, расположено преимущественно на высотах 1 200–1 800 над уровнем моря, что соответствует среднегорью. Оно имеет 2 ответвления: западное и восточное.
Западное – это Проходное ущелье, которое принято называть Алмаарасан, а Восточное ведет непосредственно к БАО, местной природной достопримечательности.
В окрестностях – богатейшая растительность, невероятной красоты пейзажи, чистый воздух, обилие снега. Перечисленные факторы делали это место во все времена привлекательным, – рассказывает археолог. – Естественно, что древние люди не оставили его без своего внимания. Если взять основное Восточное ответвление, то там фиксируются археологические памятники только до Медвежьего ущелья. Это крайняя точка, где человек селился в древности. Так, стоянка “Озерная” на противоположном берегу реки – самая высотная. Мы исследовали эту территорию вплоть до Космостанции, и если следы определенного хозяйственного использования еще имеются, то объектов жилья или погребальных комплексов там точно нет.
Что касается Проходного ущелья, или Алмаарасана, то в первом же боковом ответвлении к нему была обнаружена средневековая каменоломня. Жилище мастера располагалось у подножия горного склона, выше имелась специальная площадка. Это мастерская камнетеса, который, собственно, обрабатывал материал для жителей Большого Алматинского городища, оно когда-то было расположено чуть выше Парка Первого Президента.
По этому же боковому саю есть очень крупное поселение раннего железного века, жители которого были скотоводами и ремесленниками.
Люди устраивали дома, врезая их в северный борт ущелья с южной экспозицией. Подрезая склон, выравнивали участки под хозяйственные постройки и загоны для скота.
Наши современники еще в XX веке, придя и обживая эту территорию, на месте древних жилых площадок поставили свои дома. Все современные строения, которые вы там увидите, стоят на месте древних. Последние участки, которые мне удалось зафиксировать в 2014 году, к 2020-му перестали существовать.
Дальше, перед санаторно-курортным комплексом "Алмаарасан" (действовал с советского времени и до начала 2000 годов), есть следы в виде отдельных средневековых и позднесредневековых площадок – это зимовки скотоводов. Опять же, большая часть поселения сейчас под огородами частных усадеб местных жителей, и от него мало что осталось. В своем студенчестве, поскольку моим учителем по туризму был Алексей Марьяшев, и мы увлекались походами, я припоминаю, что за этим комплексом видел группу курганов прямо на склоне, но сейчас туда доступ практически закрыт. Перепроверить свои студенческие воспоминания не могу. Но это было бы логично, потому что поселения раннего железного века есть недалеко от этого курорта. Ясно, что освоение этой части высокогорной зоны началось в то время.
Когда-то в том месте, где эти ущелья смыкаются, был очень крупный населенный пункт, сейчас там остатки советского пионерского лагеря. Почему я так говорю? По склону горы сохранился водопровод, который идет не от реки, а от ручья, расположенного в 2 км выше, так люди получали чистую питьевую воду. На территории Алматы практически все предгорные поселки и расположенные в устье снабжались именно таким способом. Первым подобную систему водоснабжения открыл известный краевед Владимир Васильевич Сараев. Вода из родника доставлялась непосредственно на территорию древнего поселка. Помимо этого в проточную холодную воду можно было класть продукты питания, молоко, например. Получается своеобразный холодильник. Этот способ сохранения свежих молочных продуктов я наблюдал у наших современников в Туркестанской области.
В устье Большого Алматинского ущелья, по западному борту, там, где дорога идет на кладбище, был древний поселок и две средневековые усадьбы. Сохранились остатки этих строений.
Жители поселков
Так что же из себя представлял древний поселок в ныне излюбленных местах горных туристов?
– Как правило, он состоял из жилой, общественной и даже сакральной частей, – продолжает Александр Горячев. – Что касается структурной организации, то стоянка “Озерная”, например, представляла из себя одно двухкомнатное помещение, общими размерами 12х7 кв. м, и однокомнатную полуземлянку (8х6 кв. м). Там жила одна семейная группа, численность которой не превышала 8–10 человек. Вот поселение Алмаарасан насчитывало, по нашим прикидкам, 8–10 таких жилых площадок, на каждой из которых было домостроение размером 30–60 кв. м. Даже если там жила малая семья из 4–5 человек, умножьте на 10, получится от 50 до 100 жителей. Самое интересное, мы нашли на этом поселении выходы железорудных пород. То есть были люди, которые собирали камни, содержащие железную руду. Это значит, там проживали ремесленники.
И стоянка средневекового каменотеса неспроста находилась близ этого древнего поселка. Возможно, в этой местности занимались камнерезным делом из поколения в поколение. Не все там были скотоводами, наверняка были те, кто занимался разными видами ремесленного производства.
По всей высокогорной зоне Заилийского Алатау начиная с эпохи бронзы устраивали храмы, сакральные центры. Один из таких рукотворных храмов я обнаружил в ущелье Тургень. Или, например, близ древнего поселения на Кок-Жайляу был найден камень с чашевидными лунками, который, вероятно, был связан с культом предков. Это своеобразное святилище для отправления определенных религиозных обрядов. И прекрасный пример того, каким образом осваивалась горная зона в эпоху бронзы и раннем железном веке, как люди обустраивали свои места обитания и как они функционировали.
Кокшокы – в лучшем виде
По словам археолога, наиболее сохранившееся и крупное поселение в Большом Алматинском ущелье – это Кокшокы, которое находится в ущелье Казачка. Между прочим, это еще и самая древняя стоянка из известных в этой местности.
– Поселение расположено по северному борту ущелья Казачка, в 3–3,5 км вглубь, там, где стоит домик егеря Иле-Алатауского нацпарка. Эта территория ныне засажена деревьями, – рассказывает эксперт. – По нашим данным, оно возникло около 4 тысяч лет назад – мы поднимали там керамику, которая датируется андроновским временем. Также имеются артефакты эпохи поздней бронзы (3 тыс. лет назад) и раннего железного века (2,5–2 тыс. лет назад). Это была удобнейшая площадка с расположенными поблизости выходами родников. Понимаете, изначально осваивались устья ущелья, а по мере того, как возможности людей росли, как появилось железное орудие труда, какие-то другие технологические возможности, они расширяли свое хозяйство и переселялись в высокогорную зону.
“Кокшокы” выходит на плато Кок-Жайляу, где есть стоянка бронзового века, которой как минимум 3–3,5 тысячи лет. Это было шикарное, защищенное со всех сторон, в то же время богатое травой место.
То есть для скотоводов, что древности, что современности – невероятно хорошее и удобное. И, когда климатические условия позволяли, там проживали стационарно. В наше время постоянно в тех краях не поживешь, а когда климат был теплее, там находились поселки древних людей, самый высокий из них – по тропе на Кумбель, над плато Кок-Жайляу – насчитывал 12 жилых площадок. Тайны "Степной пирамиды": кто захоронен в кургане одного из районов Алматы
На самом плато древние жилища устраивались по северному борту на площадках с южной экспозицией, а в средневековье и Новом времени крупные стационары скотоводов отмечены, наоборот, по южному борту на выходе из ущелий. Некоторые современные жители до сих пор помнят, что их деды когда-то жили в этих землянках, которые сейчас выглядят, как ямки. Значит, на протяжении всей истории нашего края на этом плато кто-то, да жил.
Также до меня дошли сведения, что на выходе из Большого Алматинского ущелья было очень крупное поселение эпохи бронзы. По большей части предки селились там же, где селятся современные люди. То есть люди всегда выбирают одни и те же места для жилья. Но тогда эта территория еще не была так обширно освоена. Сейчас это микрорайон “Нурлытау”. Когда я проводил разведку в 2014 году, там был котлован дома, заглянули, мы же любопытные товарищи, – и нашли 70 см культурного слоя раннего железного века: керамика, кости. Но сохранять там уже практически было нечего, никаких признаков поселка не оставалось. Но, по крайней мере, мы знаем, что Алматы начинался с этих древних товарищей, которые селились на выходе из ущелья.
Все боковые отщелки, которые мы знаем в том же районе, там располагались 2 очень крупных поселения: эпохи бронзы и раннего железного века. Они живы до сих пор. Хотя на одном уже идет активно строительство. Поселок раннего железного века устроен на очень крутом склоне, нижняя его часть подрезана автомобильной дорогой, что позволило обнаружить и керамику, и каменные орудия труда.
Очень интересно, что всё поселение было защищено специальным арыком, чтобы во время весеннего таяния снега не заливала вода.
Там тоже была интересная система водоснабжения, разумно организована поилка для скота на дне ущелья.
Земледельцы и скотоводы – родственники?
По мнению археолога, достижения земледельцев высоко в горах появились благодаря… кровнородственным связям:
– На плато Кок-Жайляу, вы извините, земледелием заняться не сможете, там жили скотоводы, в том числе и в стационарных поселениях. Между тем в структуре этих высокогорных жилых комплексов обнаружены ирригационные сооружения. Когда современные алматинцы ходят через "Просвещенец" и выходят с тропы на плато, то идут по 40-метровому акведуку, где раньше был глубочайший овраг. Есть и водонакопитель. Вода в этом накопителе отстаивалась, а затем аккуратно текла по акведуку. Жителям надо было только спуститься на 5–10 м. Это всё следовало правильно измерить, отсыпать, по хребту провести, как только поселок кончается, сброс опять идет в ручей. Заметьте, это 2 000–2 500 м над уровнем моря. А умеют ли скотоводы возводить водопроводы и защитные арыки?
Это признаки того, что прекрасно умеют делать земледельцы, но не умеют скотоводы. А значит, жители горной зоны – скотоводы, и предгорной, где жили земледельцы, были в очень большой дружбе либо в крепких родственных связях.
Подозревать здесь государственную структуру мы пока не можем, нет таких данных. Все достижения цивилизации того времени активно использовались на поселениях и скотоводов, и земледельцев. Горная зона Заилийского Алатау великолепно демонстрирует, как всё это делалось. Например, ирригационные сооружения, по нашим данным, на территории Алматы к западу и к востоку от него по Заилийскому Алатау везде встречаются с эпохи бронзы.
Что в остатке?
К сожалению, до наших дней дожили не все стоянки, о которых шла речь, большинство из них стали частью истории. Но кое-что всё еще может попасться на глаза любопытному туристу.
– На территории Большого Алматинского ущелья было 12 древних поселений. С учетом тех, которые мы можем отнести к позднему средневековью, – 15 жилых комплексов. Это то, что на сегодняшний день задокументировано или известно специалистам, – продолжает археолог. – На сегодня это стоянка Озерная в абсолютно чистом виде, на стоянке Медвежья можно найти остатки отдельных жилых дворов. Кокшокы – в хорошем состоянии, есть сведения, что еще ниже есть поселение Кокшокы-2, но оно пострадало сильнее. Нурлытау-1 – полностью целое и Нурлытау-2 – уже частично разрушено. Древние и средневековые поселки возле плотины, где дорога на кладбище – там можно еще что-то копать, но сложно.
В Большом Алматинском ущелье в нетронутом состоянии осталось только 3 древних хозяйственно-жилых комплекса. Еще два стационара и две древних зимовки, причем со всей инфраструктурой (акведук, водонакопитель, камни с чашечными лунками и т. д.), сохранились по северному борту плато Кок-Жайляу. Всё это составляет наш современный исследовательский фонд, и в случае широкомасштабных строительных работ в этом районе он должен быть обязательно исследован.
АЛМАТЫ