Тайная угроза - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тайная угроза

Тайная угроза

В Казахстане вовсю бушует неинфекционная эпидемия диабета. А государство и население ее благополучно не заметили…

  • 25 Июня 2003
  • 1054
Фото - Caravan.kz

Эта болезнь развивается тихо, тайно, постепенно. Ее истоки темны, они скрыты в биохимических реакциях организмов, доставшихся человеку от своих далеких предков, в загадочной чехарде генов, сформировавшихся за миллионы лет эволюции.
Именно гены, вернее — особые сочетания нуклеиновых кислот ответственны за выработку поджелудочной железой особого гормона — инсулина, который помогает организму, его клеткам, перерабатывать глюкозу, содержащуюся в крови и добывать из нее энергию. Именно этот сложный биохимический механизм иногда отказывает — и тогда наступает болезнь. Объяснить, почему это происходит, ученые пока не могут и, скорее всего, потому что одной конкретной причины не существует, а есть целый комплекс биологических и социальных факторов, которые пускают в ход часы, начинающие отсчитывать оставшееся время жизни человека. Уничтожить причины диабета невозможно, поскольку они коренятся в самой природе человека, но можно и нужно уметь учиться жить с ним.
Немного статистики. По данным Диабетической ассоциации Республики Казахстан в 1995 году частота заболеваний сахарным диабетом на 100 тысяч населения республики составляла 35,2 человека.
Уже в 2001 году этот показатель составил 93,7 человек на 100 тысяч населения. За шесть лет рост почти в три раза! Причем рост наблюдается во всех областях и регионах страны. Другая тревожная тенденция — диабет резко «помолодел». Если раньше диабетом II типа (инсулинонезависимым, то есть таким, когда инсулин организмом вырабатывается, но плохо усваивается клетками) — заболевали люди в возрасте после 40 лет, то теперь диабет обнаруживается у детей и подростков, даже у новорожденных.
В 1999 году, по данным Минздрава в стране насчитывалось 817 детей и подростков, больных сахарным диабетом I и II типов, то в 2002 году таких детей стало 1510. И следует учесть, что в данном случае мы имеем дело с данными официальной статистики, которая в последние годы упала на недопустимо низкий уровень и вызывает к себе справедливое скептическое отношение со стороны практических врачей-эндокринологов и ученых. По мнению многих из них, сегодня существует значительный контингент больных, не охваченных медицинской статистикой и даже не подозревающих, что они уже больны и им необходимо лечение.
— Посудите сами — говорит президент Диабетической ассоциации Казахстана Наталья Тукалевская — по статистике у нас в стране зарегистрировано немного более 98 тысяч человек, больных диабетом. Из этого количества только 8 тысяч человек — сельские жители! Как такое может быть? Ведь получается, что сельские жители заболевают в десять раз реже, чем горожане! И это при том, как мы знаем, что уровень жизни на селе гораздо ниже, чем в городе, условия жизни, труда, рацион питания — все гораздо хуже городских. Объяснение может быть только одно — просто больные сельчане не регистрируются и в огромном большинстве своем не знают, что они больны. Да и как может быть иначе, если по существующим сегодня нормам один врач-эндокринолог приходится на 50 тысяч населения! И это при наших огромных территориях, при разбросанности населенных пунктов на сотни и даже тысячи километров.
Количество квалифицированных врачей — это особая, больная тема. Попробуйте попасть на прием к эндокринологу в обычной районной поликлинике, даже в Алматы или Астане. Вам придется потратить на это не один час, и даже не один день… Нагрузка на каждого врача так высока, что даже работая по двенадцать часов он не может уделить больному больше семи-десяти минут для осмотра. А ведь диабет — это такая болезнь, которая требует разработки особых, индивидуальных схем лечения для каждого больного, постоянных врачебных консультаций. Стрессовые режимы работы и низкая зарплата приводят к тому, что врачи-эндокринологи не хотят работать в поликлиниках, что еще более снижает шансы больных получить квалифицированную медицинскую помощь. Неудивительно поэтому, что в Казахстане поэтому постоянно растут показатели самых страшных последствий этой болезни — диабетических осложнений в виде гипертонии, ретинопатии (резкого снижения зрения, вплоть до слепоты), макроангиопатии и других.
— Поражает слепота нашего общества и государства — говорит Наталья Тукалевская. — Ведь больных диабетом у нас гораздо больше, чем, к примеру, больных туберкулезом и СПИДом, вместе взятых, а последствия этой болезни не только исключительно тяжелы, но и финансово очень обременительны для государства. Ведь, наверное, половина слепых у нас в стране, огромное число инвалидов — по гипертонии, по гангрене — все это жертвы последствий диабета. Множество инфарктов и инсультов также спровоцированы диабетом. А ведь этих последствий — и сопутствующих им колоссальных государственных расходов можно избежать, если вовремя и квалифицированно начать лечение и дать возможность людям вести правильный образ жизни.
Если с диабетом I типа поделать ничего нельзя, можно только продлевать жизнь таких больных с помощью лекарств, то диабет II типа поддается и лечению, и профилактике. Стратегия, как считают в Диабетической ассоциации, здесь должна быть такова: первое — не допустить самого возникновения диабета. Для этого нужно решительно менять складывающийся сегодня образ жизни большинства населения — малоподвижный, с обилием жирной и вкусной еды, с его ежедневными стрессами, перемежаемыми алкогольными эскападами. Именно такого «рая для дураков» не выдерживает наш организм, за миллионы лет привыкший в мышечной активности, здоровому питанию, разумному чередованию интенсивного труда и полноценного отдыха. Природа как бы сама «встроила» в нас свой собственный индикатор правильного поведения, отклонения от которого рано или поздно могут привести к болезни. Можно, конечно, махнуть на все рукой и жить так, как нравится, как привык, полагаясь на крепость своего организма, но тогда винить в болезни придется только себя.
Но вся трагичность ситуации в том, что в большинстве случаев видит у себя на первичном приеме не просто больного с диабетом, а уже с развившимися осложнениями. А в больницы больные попадают уже в предкоматозном состоянии. Поэтому каждый человек должен понять, что в случае с диабетом его здоровье во многом зависит от него самого. И суметь создать для себя современный и здоровый стиль жизни.
Правда, здесь в дело вступает материальный фактор. Богатые диабетики тоже плачут, но гораздо реже, чем бедные. По результатам социологических опросов, проведенных Диабетической ассоциацией, большинство больных диабетом имеют доход от 2500 до 10000 тенге в месяц. Надо ли говорить, что на эти деньги очень трудно вести здоровый образ жизни, хорошо питаться, отдыхать, заниматься спортом. Это не значит, что богатые защищены от диабета, они заболевают не реже бедных, просто у них есть гораздо лучшие возможности бороться с последствиями болезни.
За что диабетики благодарны государству, так это за инсулин. Потребность в нем у нас в стране, по словам Натальи Тукалевской, удовлетворяется полностью, причем инсулин страна закупает самый лучший, от известнейших мировых производителей. Сейчас мало кто ( конечно, из здоровых людей) помнит, что в середине 90-х годов периодически возникали кризисы с инсулином и тысячи больных людей с замиранием сердца ждали, дадут ли им шанс на жизнь или нет… К счастью, те времена прошли и сегодня каждый больной может получить это лекарство у своего лечащего врача.
— Но и здесь есть проблемы — говорит Наталья Тукалевская. — Например: больному разработана схема лечения с учетом определенного вида инсулина. А в страну именно в этот квартал завозится огромная партия другого типа инсулина — и только одного его! Конечно, при необходимости можно и его применять, но разработанную специально для этого больного схему лечения нужно менять. Такая «мелочь», по мнению различных чиновников, а для больного это новые проблемы, чреватые осложнениями здоровья.
Кроме того, нужны и другие препараты. А их не хватает. Сахароснижающие препараты удовлетворяют потребности больных на 60 процентов, средства самоконтроля — на 10 -15 процентов. Все остальное больной должен закупать на собственные деньги, а у большинства их просто не хватает. Дождаться бесплатного приема у врача не у каждого больного получается, очереди, как уже говорилось, огромнейшие. Платный прием стоит 300 тенге, обследование — не менее 3 тысяч, а лечение осложнений — от 11 до 30 тысяч тенге, в зависимости от клиники.
Надо сказать, что кроме закупок инсулинов, государство практически полностью самоустранилось от решения этой проблемы. Ну, инсулины — это понятно, не стань оно их закупать, это могло было быть расценено мировым сообществом просто как медленное убийство тысяч своих граждан. Но в дальнейшем оно, видимо, посчитало, что если диабет — это не болезнь, а образ жизни, то и нести ответственность за него должен каждый отдельный гражданин.
Такой «прагматический» подход не просто политически и экономически близорук. Факты показывают — он самоубийственен. Экономика многих, даже весьма богатых стран начинает испытывать беспокойство в связи с растущими расходами на лечение диабета и его последствий. Сегодня в мире зарегистрированы более 177 миллионов человек, больных диабетом. В США, к примеру, на эти цели уходят миллиарды долларов. Отсюда — мощнейшая и постоянная пропаганда здорового образа жизни, спорта, рационального питания, различных способов релаксации своих граждан. Государственные программы борьбы с диабетом действуют во всех развитых странах.
Но не в Казахстане. Государственной программы по диабету у нас как не было, так и нет. Постоянные обращения диабетиков и врачей во властные инстанции не получают ответа. Большинство населения даже не информировано об опасностях этой болезни, о ее последствиях, о способах избежать заболевания. Все брошено на плечи самих диабетиков, число которых с каждым годом все растет. И надо сказать, что они в этой ситуации не растерялись. Диабетическая ассоциация Казахстана сумела организовать реальную информационную и практическую помощь диабетикам — казахстанцам. В каждом областном центре есть сегодня кабинеты и отделения Ассоциации, где больные могут получить консультацию, проверить уровень сахара в крови, решить свои проблемы. Все делается на деньги международных фондов и организаций, государство Ассоциации ничем не помогает. Но всего этого сегодня уже недостаточно. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения, к середине этого века каждый второй человек в мире будет болен диабетом, а темпы роста этой болезни в Центральной Азии могут достичь 170 процентов. Угроза эпидемии диабета из неявной становится все более насущным делом всего общества и государства.