Сферы влияния
Иду в камеру хранения, меня сразу же спрашивают: “За тачкой?”. Уплачиваю 250 тенге за дневную аренду, оставляю в залог удостоверение личности и, будучи честным гражданином, спрашиваю: “А налог?”. Ответ огорошил: “За тачку налог не плотют”.
Стоило выйти из камеры хранения и очутиться в людском потоке, как вся моя решимость куда-то подевалась: краска залила лицо, ноги подкосились. Чуть ли не полбазара – знакомые из родной деревни, а сколько друзей можно повстречать среди покупателей! Не покидало ощущение, что десятки глаз оглядывают меня с сочувствием: “И как тебя угораздило?”.
Встать около тачкистов, облепивших пятаки рынка, я не решаюсь. Выбираю место позади мясного павильона. “Здесь малолюдно, меньше шансов напороться на знакомых”, – думаю я. И что же? Полчаса простоял, робко предлагая услуги в надежде приятно удивить расценками. Дама с двумя тяжелыми сумками вовсе отбила всякую охоту: “Отвали! Надо будет – позову!”. Я понял, что не рожден для этой “профессии”. Здесь нужны крепкие нервы и невянущие уши.
Я вернулся к камере хранения, но она оказалась закрытой. Торговцы объяснили, что теперь откроется к пяти часам дня. Куда девать тачку? Иду на поклон к новому знакомому – Санжару. Он рассмеялся: “Стой здесь, помогу!”. Новичку на базаре в самом деле непросто. Как таксисты в городе заняли свои “законные пятаки”, так и тачкисты поделили рынок на части. Есть даже группировки – “саматовские”, “куанышевские”, “толебаевские”…
Первый заработок – 150 тенге
В иной день Санжар зарабатывает около четырех тысяч тенге, а в другой еле набегает пара тысяч. Сам он житель узбекского Чирчика, раньше тем же занимался в Ташкенте. На родине зарабатывал около 800 тенге в день, здесь его заработки выросли в несколько раз.
Наконец к нему обратился один из знакомых – Бахадур: надо перевезти товар до автомобильной стоянки. Санжар благородно передоверяет мне это дело. Когда тележку стали загружать, мне опять стало плохо. В нее навалили с десяток коробок, которые выросли почти до плеча. “Завязывай!” – попросил Бахадур. А у меня даже метра веревки нет! Потом выяснилось, что владеть веревкой – тоже целое искусство. Товар не должен упасть! Бахадур, заметив мои неловкие движения, с неудовольствием сам обтянул коробки.
Толкать тачку непросто. Если б Бахадур не помог, я бы, наверное, и не сдвинул груз с места. Пока шли к стоянке, тачка несколько раз застревала в ямах. Благо клиент помог. Триста метров до стоянки показались невиданной дистанцией! Но ты еще должен выгрузить товар в багажник. На первый заработок – 150 тенге – тут же купил бутылку воды, чтобы отдышаться! К Санжару шел с мыслью, что на сегодня хватит. Но он, завидев меня, тут же скомандовал: быстрее, есть работа! Идем в другую часть рынка: обе тачки загрузили товаром и вещами. Санжар, видя мои потуги, иронично спросил: “Тяжело?”.
Попробуй тут не нанервничайся!
После второго рейса нет никакого желания продолжать работу. Я просто обессилел и даже закурил с Санжаром, хотя бросил эту вредную привычку. Подходят клиенты, и мой партнер убеждает идти на стоянку грузовиков, где с КамАЗа выгружают товар. Грузовые автомобили опустошаются у окраины рынка, на неасфальтированной дороге. Для тачкистов камни и валуны – настоящее наказание. К тому же в полдвенадцатого базар так переполнен, что двигаться очень тяжело. Кричу: “Дорогу!” и “Жол!”, но люди не обращают внимания. А попробуй задень чьи-нибудь ноги – осыпят руганью. Ух и нанервничался я в этой толпе!
Как назло, встретился Абдулла, мы учились в одной школе. “На тачки перешел?” – сочувственно спросил он. Я, заливаясь краской, отрицательно покачал головой…
Заработок за несколько часов работы составил 650 тенге. Минус 250 тенге за аренду транспорта. Конечно, мало, но сегодня для меня деньги – не главное… Зато я точно теперь знаю – труд тачкиста весьма непрост. Как рассказывает Санжар, зимой трудно передвигаться по обледеневшему асфальту, а в дождь колеса тачки увязают в грязи. Такой в Таразе базар…
Тараз