Зачастую «горячими» темами кухонных посиделок являются кастрюльный вопрос, дети, магазины и, конечно, здоровье. Как-то, будучи в компании близких подружек, мы принялись жарко обсуждать тему сферы обслуживания.
Если говорить о магазинном сервисе, или услугах парикмахерских, и если он не отвечает женским запросам, всегда можно покричать, обязательно потребовать желаемого результата и получить массу удовольствия.
Веселый разговор, омрачила Надежда, будучи помешанной, на желании избавиться от постоянного ношения очков, она ходила в больницы и частные клиники. Ее слова: «А меня накололи. Я заплатила за чернику в капсулах… ой страшно сказать сколько».
Все, конечно, знали о целебных свойствах черники. Ведь мы часто слышим о новых или народных способах улучшения зрения от Надежды. И не один раз упоминалась чудо — ягода, улучшающая зрение, снимающая воспаление и т.д. Замерев от удивления и открыв рты, продолжали слушать. Расплакавшись, подруга поделилась. Оказывается, придя на прием к очередному офтальмологу, врач предложил подписаться на покупку пищевых добавок Швейцарской фирмы. Обещания настолько показались ей красочно-реалистичными, что она сразу же согласилась купить волшебные пилюли за неприлично высокую цену. Все бы ничего, если бы лекарство оказалось действительно результативным, но не в нашем случае.
После короткого но, огорчительно-емкого рассказа, наступила минута тишины, которую нарушила Ольга, набирая номер телефона мужа. Мы уже догадались, что сейчас для нас начнется очередная партия правового ликбеза, после того как Ольга закончит разговор, ведь муж подруги — юрист.
Оставшись втроем, начали рассуждать относительно самого подхода людей к медицине. Получается, что сегодня у каждого гражданин Казахстана перед входом в медицинское учреждение есть три дороги. Первый путь «советского пациента» — ждать, верить, терпеть, молчать. Путь второй — за все платить, при этом не расстраиваться и не вспоминать о том, что помощь, в подавляющем большинстве случаев, будет оказываться там же, теми же лицами и примерно на том же уровне, как и на пути №1.
И последний путь, который проверен и активно используется всем цивилизованным миром, основанным на понимании своих прав активного и грамотного его использования.
Так и получается сегодня казахстанский пациент, выбирая для себя клинику, должен внимательно изучать информацию. Нашему многострадальному рядовому гражданину еще предстоит стать потребителем медицинских услуг и научиться тщательно и неторопливо выбирать самых лучших врачей, современную технику, комфортные условия пребывания и эффективные способы лечения.
Мы уже знали, что юридические знания — это такие же инструменты выживания в современном мире, как для первобытного человека топор, плуг, мотыга, поэтому используем правовые ниточки, когда нас хотят надуть в магазине, химчистке, но сейчас мы уже слушали, что существуют права пациента.
С умным видом Ольга добавила, что это инструмент для поиска и получения качественной медицинской помощи, средство для управления своей личной безопасностью при обращении за медицинской помощью.
В соответствии с действующими на сегодняшний день в Казахстане нормами, права пациента значительно расширены.
Пациент имеет право на доступное и качественное лечение, на информацию, позволяющую принимать своевременные и правильные решения в отношении своего здоровья. Причем это может быть как устная информация от врача, которая должна сообщаться пациенту в доступной форме, так и беспрепятственный доступ к медицинским документам (карточки, записи). Мы можем делать их копии, выписки, получать консультации по ним у других специалистов (к примеру, о безопасности, эффективности и качестве назначаемых и реализуемых лекарственных средств мы имеем возможность получить консультацию в аптеке).
При необходимости любого медицинского вмешательства должно быть получено согласие пациента на его проведение, а если состояние пациента не позволяет этого сделать, то от его законного представителя. Пациент имеет право отказаться от применения лекарственного средства, если сомневается в его безопасности, эффективности и качестве, отказаться от любого медицинского вмешательства, что оформляется записью в медицинской документации.
При этом медицинские работники обязаны информировать пациентов о последствиях отказа от назначаемых препаратов и медицинской помощи, и имеют право обращаться в суд для защиты интересов несовершеннолетних или недееспособных пациентов.
Что касается случая Надежды, медицинским работникам запрещается назначать лекарственные средства, в качестве рекламораспространителей (статья 32, Закон о лекарственных средствах РК).
В данном случае незаконная медицинская или фармацевтическая деятельность врачом офтальмологом карается статьей 322, Административного Кодекса РК: «… Участие медицинских работников, уполномоченных назначать лекарственные средства, в рекламе лекарственных средств, реализация лекарственных средств медицинскими работниками на рабочем месте и другие формы сотрудничества с ними в целях получения вознаграждения — влекут штраф в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей…».
Быстренько подсчитав, о какой сумме может идти речь, Надежда решила воспользоваться услугами юриста. Получив небольшой заряд адреналина, наша потерпевшая перевела взгляд на Татьяну. Мы так увлеклись, что забыли — среди нас есть медик.
Из уст Надежды посыпались оправдательные аргументы, медицинские работники так мало получают. Прожить на 15 000 — 20 000 тенге невозможно, поэтому и ищут врачи левый заработок. Тут ее перебила наш врач словами: «Народ! Себя пожалейте! Причем тут зарплата, каждый знает, на что идет. У нас есть такие врачи в больнице. О них все знают и не уважают! На биологические добавки «подсели» многие врачи. Эти средства, не все конечно, можно использовать как дополнение к основному лечению, но в любом случае врач не имеет права продавать и настаивать на их применении».
Немного поостыв от возмущения, Татьяна добавила, что пациент — это особая категория потребителя, лишенная права выбора того, чего ему хочется потреблять. За назначение лекарственных средств (ЛС) отвечает врач. При этом он руководствуется протоколами лечений и ассортиментом ЛС, имеющихся в наличии в данной больнице.
Очень часто врач назначает дешевые средства, которые государство закупило на тендерах. Толку от них нет, но протокол соблюден.
А некоторые врачи, либо сами продают сомнительные препараты, либо отправляют в конкретные аптеки, получая 30% с продаж. Так что подобную деятельность вполне можно оценивать как умышленное причинение вреда здоровью.
Таким образом, всегда следует помнить, что здравоохранение существует для сохранения здоровья. У нас есть право на полноценное, качественное лечение, право выбора поликлиники, врача, больницы. В случае возникновения проблем, не урегулированных с лечащим врачом, за помощью следует обращаться к заведующему отделением, к заместителю главного врача по лечебной работе, или в департамент по контролю за качеством медицинских услуг по телефону доверия 73-24-78, ведь медицинское обслуживание как и лекарственные средства, не ветчина, которую, хочешь — ешь, хочешь, нет.
Спустя время, покупая в книжном магазине детскую энциклопедию на полке увидела весьма занятную брошюру «Азбука (само) защиты прав и безопасности пациента». Среди сплошного текста о человеческой доверчивости и беззаветной веры врачам, мне понравилось несколько предложений, которые надеюсь, оцените и Вы:
— Больше всего бед у пациентов от необоснованной доверчивости.
— Ваш главный враг — вера в то, что без Ваших усилий проблемы здоровья будут своевременно, ответственно и компетентно решены бесплатным здравоохранением.
— Главный способ (само) защиты — своевременные выводы и действия на основе полной и хорошо документированной информации.
— Задавать вопросы пациент должен до тех пор, пока он в состоянии произносить слова.
— Пока Вы сами что-то не измените, ничего не изменится.
— Качество медицинской помощи можете оценить по обеспечению трех «С» — своевременность, соответствие профессиональным стандартам, соблюдение прав пациентов.
Вот и получается, что по-прежнему верны строки известного поэта об ответственном поведении заболевшего человека: «…когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог…».
Электронный адрес автора v_nechukhrannyy@mail.ru