Проект этого закона скучал в долгих казенных ящиках несколько лет. На него то и дело с надеждой ссылались убежденные борцы за здоровый образ жизни, мечтая когда-нибудь обрести государственную поддержку своим мероприятиям и возможность на законных основаниях грозить пальчиком фабрикантам-отравителям. Увы, «вылеживание» не пошло документу на пользу, и вряд ли он что-либо изменит в ситуации с табакокурением у нас в стране. Принципа «закон суров, но справедлив» не получилось. Все дело в том, что — и этого никак не уразумеют наивные «антитабачники» — нам ни в коем случае нельзя обижать компании, работающие на отечественном рынке. Тот же «Филип Моррис Казахстан» за время своего пребывания на нем выплатил в бюджет республики в виде совокупного налога почти 200 миллионов долларов. Скоро «ФМК» будет праздновать 10-летие более чем успешной деятельности в Казахстане. В 1993 году в суверенном Казахстане произошла первая в новейшей истории приватизация госсобственности: 99,5 процентов акций Алматинской табачной компании выкуплены «Филип Моррис Кампаниэз Инкорпорейтед». Мировой табачный монстр не случайно поспешил на Восток — в Штатах и в Западной Европе еле уловимо, но дрогнула мода на курение. Еще все оставалось на прежнем уровне, вовсю дымили в кафе и в офисах, но в воздухе уже реял призрачный образ Человека, Который Не Курит. Рождался новый бог — тот самый здоровый образ жизни, только на западный манер. Бег трусцой, отказ от алкоголя и табака, безукоризненные сердце и легкие. Престижным становилось не курить. Табачные компании захлопотали — надо было укреплять позиции в странах «третьего мира». Маркетологи «ФМ» попали в точку — Казахстан стал отличной нишей для развития производства. Затратив 340 миллионов долларов на модернизацию и строительство нового производственного комплекса, компания получила необъятный рынок и суперактивного потребителя. Сегодня «Филип Моррис Казахстан» выпускает 18 миллиардов сигарет в год. Сбор табака на местных плантациях увеличился в 13 раз, его даже экспортируют.
Тем временем в Штатах курение становится антиобщественной привычкой. Курильщиков презирают и гнобят. Не берут на работу, не выходят замуж и загоняют в резервации, не дозволяя щелкать зажигалкой в других местах. Эдак, покуришь разок-другой на черной лестнице — поневоле расхочется. Бум на здоровье доходит до того, что курильщики со стажем, подцепившие какую-нибудь болячку, предъявляют миллионные иски гигантам табачной индустрии, суды охотно принимают их. У нас же вовсю идет развитие сигаретоделания. Поскольку покупать облегченные сигареты с уменьшенным содержанием смол — те же «Мальборо лайтс» — у среднестатистического потребителя кишка тонка, фабрика налегает на расширение ассортимента дешевых. Их больше всего сегодня на казахстанском рынке — 36,2 процента. По сравнению с 2000 годом чистый доход компании вырос на 87 процентов. Производство ширится. При этом в красивых буклетах убедительно расписано, как радеет компания за не курение детей и подростков (кстати, среди 12-14-летних курят 10 процентов). Как всей душой болеет за укрепление здоровья казахстанцев (по приблизительным данным, в стране дымят более 4 миллионов граждан. Медики считают, что только в Алматы от болезней, спровоцированных курением, ежегодно умирает до 20 тысяч человек). Изучишь программные тексты «табачки» под названием «Мы работаем, чтобы изменить мир к лучшему» — слеза умиления наворачивается, до чего сознательный капиталист пошел, добровольно отказывается от совращения несовершеннолетних сигаретой. Почитаешь наш закон — и он в унисон запрещает «рекламу табачных изделий в печатных изданиях, ориентированных на несовершеннолетних». Проблема в том, что героем и образцом для подражания эти самые несовершеннолетние подсознательно выбирают как раз-таки плакатного супер-ковбоя, а не какого-нибудь паиньку в очечках. И глаза им не закроешь, когда они разглядывают билборды, установленные сердобольными сигаретодателями вполне далеко от школы. Ясно, что сигареты подростки покупают беспрепятственно, несмотря на заявление «Филип Моррис» о регулярной разъяснительной работе с продавцами. Но может быть, устрашающая надпись на пачке гадких детей остановит? Авось и взрослый какой, грамотой владеющий, призадумается? Но новый закон предписывает отдавать под правду о пагубной привычке лишь 20 процентов каждой стороны пачки. Тогда как ВОЗ рекомендует не только половину данной площади посвящать предупреждающим надписям, но и постоянно менять их тексты, использовать страшные картинки типа черных легких. У нас этому направлению полезного творчества развиться не суждено: производители сделают все, чтобы и закон соблюсти, и свои интересы. Заядлый курильщик уже просто не обращает внимания на одну и ту же надпись, а начинающий не воспринимает ее именно в силу стандартной банальности. Меж тем ежегодный «прирост» онкобольных в Казахстане составляет 29 тысяч человек. Всего на диспансерном учете состоит 110 тысяч казахстанцев, страдающих раковыми заболеваниями. Вот только вряд ли кто-либо из них осмелится обратиться в суд с иском против могущественных фирм. И новый, предельно мягкий по отношению к последним закон тут гражданам — не поддержка.
Мы не можем пойти суровым туркменским путем и начисто запретить в стране курение, нарушая тем самым права человека и ссорясь с важными инвесторами. Проще издать закон, который теоретически призван защитить здоровье казахстанцев и ограничить табакокурение. По идее этот государственный документ должен обладать некоторой жестокостью. Он же, к примеру, контроль за вредоносностью табачной продукции миролюбиво отдает в руки тех, кто ее производит. Возможно, потому, что у государства, как водится, нет на лабораторные исследования денег, а у фабрикантов они есть всегда. Вот и предписывает закон изучать процент содержания ядовитых смол производителям за свой счет. Да они — с превеликим удовольствием! Вообще табачные компании ведут себя у нас исключительно примерно: налоги платят цент в цент чуть ли не заранее, производство модернизируют, о рабочих заботятся, благотворительностью занимаются, законы соблюдают. Тем более, что иногда — это сплошное удовольствие.