“Свою историю стираем ластиком” - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Свою историю стираем ластиком”

“Свою историю стираем ластиком”

Актюбинский художник Сагынтай АЛИМБЕТОВ впервые представил в Астане свои избранные полотна. О том, чему они посвящены и в чем суть истинного творчества, художник рассказал в интервью “Каравану”.

  • 19 Марта 2010
  • 2038
Фото - Caravan.kz

Сегодня десятки лучших произведений Сагынтая Алимбетова находятся в частных коллекциях и музеях США, Франции, Австрии, Голландии, Германии, Турции. Он профессор, лауреат международной ассоциации “Искусство народов мира”, а также призер последнего международного симпозиума художников в Германии.

ТВОРЧЕСТВО НАЧИНАЕТСЯ С ПОИСКА

– Известно, что каждый художник по-своему ищет атмосферу для вдохновения. Например, великий Гоген обожал смуглых женщин. А что помогает творить Сагынтаю Алимбетову?

– Мне кажется, что вдохновение зависит от нашего воспитания. Мировоззрение человека формируется в детском возрасте. Потом идет только переосмысление и насыщение.

Мое самое главное вдохновение заключается в любви к родному Отечеству, где все близко, дорого и знакомо. Поэтому, находясь за границей, в Германии, США или других странах, пишу только о Казахстане.

– “Воз сена”, “Рассвет”, “Баурсаки”, “Продавцы дынь”. Глядя на ваши картины, приходишь к выводу, что почти все, что вы делаете, так или иначе связано с сельской жизнью, природой, с простыми бытовыми явлениями, на которые простой человек не обращает внимания.

– В принципе, как и любой другой художник, я только и делаю, что нахожу и запоминаю индивидуальные особенности любых предметов, объектов или явлений. При этом, рисуя вдали от города, в лесу или же посреди голой степи, я способен гораздо тоньше ощущать окружающую меня действительность. На моих картинах прежде всего показана жизнь простых и ничем не примечательных на первый взгляд людей. Но главная ценность этих героев заключается в том, что каждый из них существует вдали от городской суеты и современной цивилизации, наедине с природой, степью, лесами и со всем, что сотворил Господь. Думаю, это вечная тема для тех, кто влюблен в родную землю.

– А рисовать городские пейзажи, скажем, старого Алматы или современной Астаны вы не пробовали?

– Да, раньше я писал такие картины, но со временем мои жанровые пристрастия изменились. Любой акт творчества начинается с поиска. А найти что-то близкое душе в новом и сверкающем не получается! Лет двадцать назад, всего лишь выйдя на балкон своей квартиры, я мог с легкостью создать новую картину. Сегодня это невозможно! Потому что сейчас абсолютно иная городская атмосфера. К примеру, мало кто задумывается о том, что, возводя современных “монстров” на месте старинных улочек и особняков, мы словно гигантским ластиком собственными руками стираем нашу историю. Совсем скоро и от прошлого архитектурного облика любимого всеми Алматы ничего не останется. Но что мы после себя оставим?

Мне кажется, бережному отношению к истории надо поучиться у европейцев. Если бы вы знали, с каким пиететом итальянцы или французы относятся к архитектуре! Ремонт выполняют так, чтобы еще больше подчеркнуть возраст строения или памятника. Не поэтому ли Рим называют Вечным городом?

У КАЖДОГО СВОЯ ЗВЕЗДА

– Какая манера письма вам больше импонирует: фотографическая точность или же расплывчатые, нечеткие контуры?

– Я бы не ставил так вопрос! Каждый поет песню своим языком, и любой из них хорош. В мире много прекрасных художников, которые интересны прежде всего потому, что они разные и неповторимые. И мне трудно найти определение манере своего письма.

– Ваши картины способны сделать кого-то лучше или изменить чью-либо жизнь?

– Сложный вопрос. У каждого художника свой путь. К примеру, Сезанн почти всю жизнь сидел в своем саду и спокойно писал гору Викторию и яблоки, а Гогену нужны были экзотические острова, экзотические деревья, экзотические женщины. Скажем, великий Модильяни, всю жизнь исповедуя распутный образ жизни, часто рисовал своих многочисленных любовниц, а не менее известный американский художник Джейсон Поллак, будучи абсолютно больным и невменяемым, создавал лучшие произведения между туалетом и кухней. Так что многие из великих творцов писали исключительно для подавления собственных чувств и потребностей, при этом ни один из них не думал заранее о том, что его творения сделают кого-то лучше или хуже. Но из исторической памяти планеты уже не вычеркнуть эти имена, их образ мышления. Возможно, своим творчеством, сами того не ведая, эти люди изменили и сделали лучше наш мир.

Что касается моих работ, то я пишу только то, что люблю, а не то, что навеяно временем или модой. Поэтому если мои картины способны духовно обогатить какого-то человека или хотя бы дать ему повод для внутренних размышлений или горячих дискуссий, то это уже замечательно!

– В мире тысячи разных художников. Как в этом “многоголосии” обратить на себя внимание и добиться того, чтобы и твой голос тоже прозвучал?

– Прежде всего нужно быть личностью, нужно иметь свой взгляд на мир, нужно оплатить кровью и потом свое искусство. А что касается дальнейшего, уже практического внедрения твоего искусства в культурный контекст, то очень трудно давать какие-то советы. У каждого своя судьба, у каждого своя звезда, все зависит от того, насколько твоя работа созвучна современности. Здесь многое зависит от удачи.

Арсен НУРТАЗИН, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана