Своя шинелка ближе к телу: дадут ли отечественному производителю одеть армию - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Своя шинелка ближе к телу: дадут ли отечественному производителю одеть армию

Своя шинелка ближе к телу: дадут ли отечественному производителю одеть армию

Текстильщики Шымкента показали свои возможности военным и еще раз доказали, что об армии они заботятся не меньше, чем министерство обороны.

  • 25 Февраля 2020
  • 1023
Фото - Caravan.kz

В гости к текстильщикам

Шымкентские текстильщики ТОО "AZALA Textile" принимали у себя сенаторов парламента, представителей министерства индустриального и инновационного развития, Национальной гвардии и Пограничной службы. Главная задача хозяев – показать гостям производственные мощности, познакомить их с уже освоенными технологическими циклами.

Что имеем, то не ценим

Наиболее актуален вопрос внесения изменений и дополнений в казахстанское законодательство в части требований, предъявляемых при проведении госзакупок. В первую очередь сами текстильщики считают необходимым требовать от исполнителей госзаказа – поставщиков услуг (швейных компаний), чтобы сырье, используемое при изготовлении изделий, имело не менее 50 процентов казахстанского содержания. Попросту, чтобы шинели и гимнастерки, производимые для нашей армии, были пошиты из хлопка, выращенного в Казахстане. Это требование позволит защитить отечественного сельхозпроизводителя – хлопкороба. И в целом создаст условия для полноценного развития в Казахстане кластерного производства – всей технологической цепочки от производства сырья до выпуска конечного продукта.

Второй важный вопрос – разработка реестра отечественных производителей сырья для товаров военного назначения и товаров двойного назначения. Ведь Казахстану нужны не просто швейные фабрики или цеха, а современные технологии, отвечающие мировым стандартам.

Представители ТОО "AZALA Textile" отмечали еще один негативный фактор. У потенциальных участников тендера по госзаказу нет возможности заблаговременно ознакомиться с технической спецификацией, предъявляемой заказчиком.

В результате по тем же оборонным заказам отсутствует возможность изготовить и поставить ткань по потребностям конечного потребителя (заказчик по ГОЗ). И хотя ТОО "AZALA Textile" является отечественным производителем с казахстанским содержанием, в итоге оно оказывается вне госзаказа.

Затрагивались на встрече в Шымкенте и вопросы оf-take-контрактов – контрактов на перспективу. Такая мера позволит уже в ближайшем будущем создавать новые предприятия, получать гарантированные объемы для полной загрузки имеющихся производственных мощностей, послужит развитию отрасли и внедрению новых технологий.

В перспективе – это и снижение себестоимости продукции за счет уменьшения транспортных расходов – ведь перевозить ткань внутри страны дешевле, чем ввозить товар из-за рубежа. Как следствие – повышение конкурентоспособности наших товаров, наших товаропроизводителей. Для потребителей – это доступ к более дешевой продукции. А еще – трудоустройства, стабильная зарплата, социальные гарантии и пр.

Для государства плюсы еще более очевидны. Это и повышение социальной стабильности, и создание новых рабочих мест, и налоговые поступления, и развитие отрасли в целом. Главное – это развитие человеческого капитала. Освоение производства новых видов продукции позволяет накапливать у казахстанских специалистов нужный опыт и повышать собственную экспертизу для реализации новых проектов в будущем.

А в ответ – тишина

Несмотря на присутствие на встречи представителей военных ведомств (которым вроде все понравилось), решать подобные вопросы они, увы, не уполномочены. В этой связи хотелось бы все-таки узнать мнение о существующих проблемах самого министра обороны РК – г-на Ермекбаева.

Уважаемый г-н генерал-майор Нурлан Байузакович! Почему, когда споры по вопросам оборонного заказа на продукцию легкой промышленности идут на самом верху, в стенах сената, вы заняли партизанскую позицию отмалчивания?

Все-таки ваше министерство и ваши военнослужащие являетесь основными потребителями продукции вещевого имущества. И мнение министра обороны здесь очень важно.

Какими критериями вы оцениваете качество, комфортность готовой продукции, которую изготавливали отечественные производители?

На рабочем совещании в сенате бывший заместитель Талгат ЖАНЖУМЕНОВ рассказал о методах проверки качества шинелей.

По приказу министра два офицера штаба МО надели зимнюю форму. Причем один из испытуемых надел форму казахстанского производства, а два других – российские зимники. И после этого министр дал им команду стоять в январский день у монумента Байтерек, на продуваемой площади в центре зимней столицы. В результате через 30 минут окончательно замерз тот из экспериментаторов, кто был одет в казахстанскую форму. Таким образом, министр убедился, что российская форма для нашего солдата лучше и теплее, чем своя, отечественная.

Правда, следующий шаг в своих опытах министр делать не стал – не захотел вникать, почему наши шинели холоднее российских, не попытался выяснить, что можно сделать, чтобы исправить положение.

Недавно глава государства дал поручение достойно подготовиться к военному параду, посвященному 75-летию Победы в Великой Отечественной. Как оказалось, обмундирование для парада, которое входит в долгосрочный контракт по госзаказу, еще даже не начинали кроить. Интересно, как в минобороне оценивают риск остаться на юбилее без современной экипировки. Или ничего дополнительно к параду готовить не требуется? Солдаты в стиле ню: нашу армию могут оставить без штанов

Есть такая поговорка – народ, который не кормит свою армию, будет кормить чужую. Позволим напомнить министру обороны, что отечественный производитель – это и есть народ. Это швея, хлопкороб, технолог, предприниматель. А если армия закупает только уже готовое изделие, то разве министру обороны, как руководителю государственного органа, не важно, что деньги налогоплательщиков, выделяемые из бюджета на вещевое имущество, уходят на развитие экономик соседних стран. И это только потому, что министерством не контролируется наличие отечественного сырья в вещевом имуществе?

Вот, например, в России исполнение государственного оборонного заказа по министерству обороны передано группе российских компаний на 25 лет. По сути, они создали консорциум состоящих из юридических лиц РФ, которые должны в течение этого периода поднять все швейные комбинаты и фабрики, полностью и навсегда обеспечить Российскую армию отечественным обмундированием.

Интересно, а наши министр и его заместители ознакомились хотя бы с предприятиями – лидерами легкой промышленности по Казахстану?

Как возможно развитие обороноспособности Казахстана, если у минобороны нет стратегических отечественных партнеров в области обмундирования? А проводимый каждый год выбор нового партнера не дает гарантий, что качество будет расти.

Про гражданские министерства

При министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК не так давно создали новый комитет, который отвечает за государственный оборонный заказ. Логично ожидать, что он уполномочен отвечать за весь оборонный заказ. Однако почему-то им забюджетирован закуп только для минобороны. МВД, Нацгвардия, КЧС и остальные силовые структуры продолжают вести закуп по госзаказу самостоятельно. Кто отвечает за разработку всех документов по государственному оборонному заказу, остается непонятным. Хотя раньше эта структура относилась к министерству оборонной и аэрокосмической промышленности, а ныне она перешла в МИИР, но, вероятно, продолжает хранить гражданскую тайну.

Уполномоченный орган все время ссылается на новые правила формирования, размещения и выполнения ГОЗ, которые вступили в действие в октябре 2019 года и законно позволяют уполномоченному органу работать в 2022 году в соответствии со всеми процедурами, разработанными и утвержденными уполномоченным органом. Но как будет исполняться в полном объеме и своевременно ГОЗ по вещевому имуществу в 2020 году, если полный законный механизм правил еще не действует?

Стоит отметить положительную наработку 56 отечественных компаний, которые еще в 2016 году объединились в консорциум и заключили долгосрочный контракт на ГОЗ на 5 лет.

Но все эти годы главным, кто стремился разорвать контракт, были государственные органы то минобороны, то МИИР. Как можно объяснять такие действия? Отечественные производители отработали уже 4 года и всегда показывают положительные результаты. В чем причина отсутствия гарантий со стороны государственного органа МИИР как структуры, отвечающей за развитие легкой промышленности?

ШЫМКЕНТ