Свой среди чужих, чужой среди своих - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+13 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Свой среди чужих, чужой среди своих

Свой среди чужих, чужой среди своих

Оценка прошедших на днях казахстанских президентских выборов в соседнем Узбекистане однозначна - у власти остался человек, который дал надежду на то, что когда-нибудь этнические казахи смогут вернуться на родину предков.

  • 7 Декабря 2005
  • 1301
Фото - Caravan.kz

Всеми не единожды обсуждаемый вопрос квот всегда будет находиться в центре внимания людей, желающих переехать в Казахстан.
Статус оралманов был введен при непосредственном участии вновь избранного президента Казахстана, и этого понимания достаточно, чтобы однозначно поддержать Нурсултана Назарбаева. Хотя по поводу вышеуказанных квот много всевозможных слухов и домыслов.
Максимально оптимистичный. Мол, этническим казахам дают и дом, и подъемные, устраивают на работу взрослых, а детей устраивают кого в школу, кого в детский сад. Иначе говоря, полный социальный пакет. Переезжай, и живи в свое удовольствие. Были и есть узбекские казахи, которые, якобы, все это получили.
Осторожно оптимистичный. Мол, дадут или дом, или деньги, а насчет работы, детей — темный лес. Дом или деньги тоже неплохо, тем паче возвращать их государству не надо. Правда, оставшегося вполне хватит, чтобы и нервы потрепать, и некоторое время помучиться.
Пессимистический. Мол, люди, занимающиеся квотами в Казахстане, коррумпированы, и нигде правды не найти. За все нужно платить деньги, и получая подъемные, необходимо отдать часть денег тем, кто это дает.
СТРАННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ испытываешь от общения с казахами, возвращающимися в Узбекистан, но некоторое время пожившими в Казахстане. Многие из них жалуются на слабую инфраструктуру в местах компактного проживания оралманов. Нет ни школ, ни детских садов, ни работы… Много чего нет. Вероятно, условия жизни, к которым они привыкли в Узбекистане (здесь с инфраструктурой почти везде неплохо), в Казахстане не везде имеются.
Другая сторона медали в том, что зачастую в Казахстан едут люди с невысокой профессиональной подготовкой, надеясь там подзаработать. Во всем мире их называют экономическими мигрантами. Многие из них надеются получить в Казахстане высокооплачиваемую работу, правда, мало представляя себе, что неквалифицированной рабочей силы в этой стране тоже предостаточно.
Ехать в Казахстан с одной лишь целью подзаработать — неблагодарное дело. Многие даже понимать не хотят, что ассимилироваться в обществе, где рыночные отношения стали преобладающими, довольно сложно. Чтобы быть успешным в Казахстане, нужно хотя бы проявить себя там, где жил раньше, то есть в Узбекистане.
НУЖНО ПОНИМАТЬ, что предоставляемые Казахстаном льготы для оралманов есть часть государственной демографической политики. Раз страна готова часть валового внутреннего продукта тратить на обустройство этнических казахов, значит, она видит в этом перспективу. Не думаю, что эту самую перспективу она видит в частном извозчике из Ташкента или арабакеше из другого узбекского провинциального городка.
Вывод может быть вполне определенным. Хорошие специалисты, будь то врач, преподаватель, инженер, агроном или ученый всегда востребованы. И в Казахстане тоже. Есть один очень даже неплохой хирург из пригорода Ташкента, который два года назад переехал в новую столицу Казахстана. Сейчас он неплохо устроился, зарабатывает прилично, семья живет в благоустроенной квартире. Но таких удачливых, надо признать, не так много.
Обычно люди едут в эту страну, заблаговременно продав в Узбекистане все, что имели. Им зачастую кажется, что приобрести блага цивилизации в виде телевизора, стиральной машины, холодильника, мягкой мебели, ковров и всего остального будет со временем легко. Они плохо представляют себе суть популярных в Казахстане потребительских кредитов, думают, что по ним можно быстро восстановить некогда потерянное. Никто и не сомневается. Потребительское кредитование — совсем неплохо для тех, кто не может быстро скопить большую сумму денег. Однако нужно понимать, что кредитование приемлемо, во-первых, при наличии постоянной и неплохо оплачиваемой работы, когда существует вероятность не потерять ее в ближайшей перспективе, во-вторых, при наличии постоянной прописки или гражданства, в-третьих, весьма существенным является психологический барьер. Последний заключается в том, чтобы человек смог перебороть в себе неуверенность в завтрашнем дне.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ самый тяжелый. Человеку, приехавшему из Узбекистана, трудно представить, как можно менять работу пять раз в году. Подобное в Казахстане встречается довольно часто. В рыночной среде любой человек просто обязан найти место, где будут платить достойные деньги за достойную работу. Узбекские казахи в этом плане в большей мере подвержены всеми ругаемой «совковости». Устроился на работу, значит необходимо держаться за место вплоть до пенсии. Быть может, причиной тому небольшой выбор в Узбекистане, где за одну и ту же работу платят одни и те же деньги. Даже вне зависимости от качества и эффективности работы.
Узбекскому казаху кажется, что он никому в Казахстане не нужен. И зачастую оценивает возможности страны исходя из критериев, по которым привык жить в Узбекистане. Потеряв работу, он думает примерно так: что мне теперь делать, катастрофа, конец… Казахи уже привыкли жить в мире, где нужно время от времени рисковать всем, что имеешь, чтобы стать успешным. Узбекские казахи не хотят рисковать, ибо не привыкли жить в рыночной среде.
Узбекистан в этом плане примером быть не может. Здесь еще много чего от СССР осталось. Банки могут выделить коммерческие кредиты под залог дома, но процентные ставки весьма высокие, а люди боятся потерять последнее, что имеют.
Уровень развития в Узбекистане ипотеки и потребительского кредитования очень низкий и пока не стал доступным для большинства населения.
Справедливости ради стоит отметить, что эти инструменты рыночной системы в Казахстане действует с более высокой эффективностью.
Если сейчас провести опрос среди узбекских казахов по поводу того, хотят ли они переезжать в Казахстан, то редко услышишь отрицательный ответ.
Многие хотят ехать, но боятся. В первую очередь, остаться невостребованными. Другие неплохо устроились в Узбекистане, довольны тем, что имеют и не хотят резких перемен в жизни.
Ведь по своей натуре любой человек хочет свести любые риски в жизни до минимума. Этим он и жив…