Реальный же смысл не к месту брошенных фраз таит в себе порой не только диагноз, но и настоящую человеческую трагедию.
О различных причинах психических сдвигов рассказывает заместитель директора по научной работе Республиканского Научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии врач-психиатр Аида Толстикова.
Сумасшествие в наследство
Аида Толстикова:
— Основными заболеваниями, которые психиатры относят к так называемой «большой психиатрии» считаются шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия.
К «малой психиатрии» причисляют пограничные состояния психики — это различного рода неврозы и фобии.
Причем истинные причины болезней из списка «большой психиатрии» до сих пор точно не установлены. Существует несколько теорий о природе этих заболеваний. Одна из них — теория о врожденных нарушениях психики, заложенных на генетическом уровне. Согласно этой теории психические заболевания могут передаваться от предков к потомкам даже через несколько поколений. В народе это называют «дурной наследственностью». По-научному выглядит так: генетические поломки запускают иммунологические и биохимические механизмы, которые могут привести к патологическим психотическим проявлениям.
У казахов, к примеру, при сватовстве родственники с обеих сторон выясняли, нет ли у жениха и невесты дурной наследственности, аж до седьмого колена. И старались избегать близкородственных браков. По мнению врачей, эта предосторожность нелишняя и в наше время. Кроме прочего, сейчас отмечается тенденция к росту психических отклонений среди определенных групп населения (групп риска №1): наркоманов и алкоголиков.
Другая теория предполагает вирусное происхождение болезней, когда здоровые люди заражаются от больных неизвестным вирусом, вызывающим психические отклонения. Американские же ученые не так давно выдвинули еще одну неординарную теорию, согласно которой шизофреники — вовсе не больные люди, а шизофрения — просто особый взгляд на мир.
Со времен Парацельса врачи пытались выявить истоки происхождения «душевных болезней», но безуспешно. Проводились многочисленные вскрытия умерших больных. Но дело в том, что и на вскрытии невозможно найти какие-либо аномалии. Дисбаланс, скорее всего, происходит на клеточном, а возможно, на молекулярном уровне.
В психиатрии, вообще очень часто звучат выражения «вероятно» и «скорее всего». Всевозможных тайн в этой науке хватит еще не на одно поколение исследователей.
Мода на помешательство
Если обратиться к истории человечества, то можно проследить от самых древних времен некую закономерность в отношении к не совсем нормальным в психическом плане людям. В древности такие люди порой занимали привилегированное положение. Например, шаманы, пифии в древней Греции, жрецы, ясновидящие и просто «бесноватые», к мнению которых прислушивались и по совету которых принимали самые серьезные решения в жизни. К выкрикам «юродивых» и «блаженных» прислушивались на Руси даже цари.
Если вспомнить начало двадцатых годов прошлого века, то в среде творческой интеллигенции существовала даже мода на легкое помешательство. Выказать себя не от мира сего считалось особым шиком.
С этой целью экзальтированные дамы типа поэтессы Зинаиды Гиппиус могли появиться в обществе одетые в мужской костюм или с будильником на огромной цепи, одетым как ожерелье поверх вечернего платья. Есенин одевался как Пушкин. А Маяковский привязывал морковку вместо галстука. Было модно нюхать кокаин и нести лишенную смысла околесицу с таинственным видом, ходить на спиритические сеансы и жаловаться на хандру. Все мистическое и алогичное вызывало повышенный интерес. Талантливость ассоциировалась с психической ненормальностью. Кое-кому на почве чрезмерного увлечения наркотиками или алкоголем «удавалось» доиграться до галлюцинаций. Например, Булгакову. Он был, как тогда говорили, морфинистом и только с помощью своей первой жены, в которую он даже стрелял и редкого везения избавился от зависимости и связанных с ней психических отклонений.
Тогда же вернулась мода на «юродивых» и ясновидящих, гадалок и астрологов, которая впрочем, существовала на протяжении тысячелетий. Но одно дело — игра в исключительность, в напускное сумасшествие и совсем другое, когда болезнь настигает внезапно и ломает все: карьеру, семью — всю жизнь.
Кому грозит «психушка»?
Кто и при каких обстоятельствах обычно становится пациентом психиатра?
— На самом деле никто не застрахован от психического заболевания, — говорит Аида Юлиановна. Но на ровном месте, без причин оно также возникнуть не может. В отечественной практической психиатрии отмечено немало случаев, когда, скажем, беременная женщина была вынуждена принимать лекарственные препараты. Интоксикация сказалась на развитии плода и, как следствие ребенок родился с психическими отклонениями.
В литературе 19 века встречаются подобные примеры в связи с чрезмерным употреблением женщинами в положении хинина — средства от лихорадки. Хотя препараты могут быть разными, результат один — больной ребенок. Отклонения в психике ребенка могут быть вызваны и травмой при рождении или недоношенностью. Но бывает и так, что ребенок рос совершенно нормальным и вдруг, скажем, лет в шесть получил травму головы. Полежал в больнице, выписался. Стал взрослым человеком и попал в стрессовую ситуацию. Современный способ снятия стресса — это, первым делом выпить чего-нибудь спиртного, и покрепче. Смотрите, что получается ЧМТ в детстве + стресс + алкогольная интоксикация и, при наличии наследственности, все это может привести к развитию шизофрении.
Порой достаточно одной наследственности, порой одной ЧМТ, а порой алкоголизм приводит к интоксикационному поражению головного мозга и как следствие — алкогольный делирий — «белая горячка».
Когда я говорила, что от «душевной» болезни никто не застрахован, я имела в виду не то, что буквально каждый может стать алкоголиком или получить травму головы или попасть в безвыходное положение. Нет, я имела в виду тот факт, что почти никто из нас не знает своей наследственности.
Сейчас возрождается понятие «семейный доктор», достаточно забытое. Такие доктора в старину лечили не одно поколение в семьях, долгие годы прибегавших к услугам одного и того же специалиста. Семейный врач обычно знал, кто и чем болел из старшего поколения и как это может отразиться на психическом состоянии детей и внуков. История болезней предков, или как принято говорить в медицине, анамнез очень бы помог и в лечении многих современных пациентов. Но, чего нет, того нет. Новоиспеченным семейным докторам еще только предстоит написать истории болезней многих казахстанских семей. На практике же современным психиатрам в любом случае приходится подходить к лечению пациентов строго индивидуально.
Мифы и реальность
Обычных людей тема сумасшествия интересует, обычно, исключительно в развлекательном смысле. Существует множество анекдотов на тему «дурки». И никто всерьез не задумывается о своем собственном психическом здоровье. Между тем среди взрослого населения день ото дня растет число людей, страдающих различными неврозами и психозами.
Человек, страдающий неврозом, если он обратится к врачу, может избавиться от своего недуга. Под руководством психолога или психоаналитика практически любой в состоянии научиться справляться с неадекватными реакциями на стрессовые ситуации. Невроз, как я уже говорила, не заболевание — это пограничное состояние между нормой и отклонением. Неврозы у нас успешно лечатся. Нужно только, чтобы пациент сам хотел излечиться. Между тем, невроз может перейти в психоз при определенной предрасположенности. Или, когда человек так стремиться уйти от реальности, что его зацикливает на какой-то одной идее. Психозы, тем не менее, также излечимы. Любая психопатия — это болезнь личности, а личность во многом строится на генетической основе, воспитание, жизненный опыт плюс необходимость приспосабливаться. Каждый из нас имеет ряд психологических особенностей, сумма которых и определяют нас, как отдельных индивидуумов. Преобладание какой-то одной особенности, ее доминирование над другими, может вызвать дисбаланс психики. Мы должны это учитывать и следить за своим психическим здоровьем.
Для поддержания равновесия в организме лучше всего чередовать виды деятельности — умственную и физическую. Нельзя зацикливаться на чем-то одном. Если вдруг вы попали в стрессовую ситуацию, обсудите ее с психоаналитиком, родными или друзьями.
Даже, если и не удастся сразу найти выход, все-таки вам станет спокойнее. Вы не будете себя чувствовать одиноко перед лицом навалившихся трудностей. Не прячьтесь от реальности. Не заливайте проблемы алкоголем и не глотайте транквилизаторы. Учитесь контролировать свои эмоции и чувства. Если негативные эмоции преобладают в вашей жизни, пора бить тревогу и что-то менять. Ну, а если решите обзавестись личным психоаналитиком, советам которого вы будете следовать, то вероятность психических неполадок будет сведена к минимуму.
В западных странах каждый уважающий себя человек имеет своего адвоката, стоматолога и психоаналитика. У нас же распространена «психиатробоязнь». В этом виноваты в частности фильмы, в которых больных показывают в смирительных рубашках или привязанных к кровати, запертых в комнатах с обитыми стенами и так далее. Сейчас фармакология шагнула далеко вперед, и врачи не нуждаются в таких негуманных средствах. Достаточно, например, одного укола гизерцина и у буйного больного снимается возбуждение.
Еще одно заблуждение: «Закроют насильно, сообщат на работу». Во-первых, лечение в Казахстане проводится сугубо на добровольных началах и анонимно!
Больной имеет право знать, как и чем его лечат. Может пользоваться услугами адвоката и священника и всеми правами как обычный гражданин. В Казахстане только суд определяет — дееспособен человек или нет, и нуждается ли он в опеке.
Но, думается, пройдет не один год, прежде чем широкая публика переменит свое отношение к своему психическому здоровью и к психиатрии в целом.