Светлана Жакупова: о дефиците бюджета и плюсах декрета, жизненном шансе и трудовом балансе - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Светлана Жакупова: о дефиците бюджета и плюсах декрета, жизненном шансе и трудовом балансе

Светлана Жакупова: о дефиците бюджета и плюсах декрета, жизненном шансе и трудовом балансе

Почему повышение пенсионного возраста – процесс неизбежный и как сделать этот переход безболезненным? Что лучше – стаж на много лет или отправиться в декрет? Какой должна быть зарплата?

  • 18 Октября 2013
  • 5061
Фото - Caravan.kz

На эти и другие вопросы в интервью “Каравану” ответила вице-министр труда и социальной защиты населения РК Светлана ЖАКУПОВА.

Солидарная система выходит из строя

– Светлана Кабыкеновна, одним из главных рисков ближайшего десятилетия экономисты называют старение населения. Казахстану это тоже грозит?

– Согласно классификации ООН, общество, в котором доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет 7 процентов, относится к стареющему. У нас этот показатель равен 6,6 процента. Если десять лет назад в Казахстане на пенсию ежегодно выходило около 80 тысяч человек, то сегодня – более 120 тысяч в год. Это люди, рожденные в 50-е годы, когда произошел бум рождаемости. А на рынок труда выходит молодежь, рожденная в 90-е годы, когда наблюдался спад рождаемости.

Прежняя система перераспределения благ в обществе, когда отцы кормили дедов и детей, стремительно выходит из строя. Чтобы избежать экономических потрясений, нужно менять механизмы. Во-первых, стимулировать рождаемость. Во-вторых, максимально задействовать трудоспособное население, повысив эффективность труда. В-третьих, развивать накопительную пенсионную систему. Пора воспитывать в человеке ответственность за свою судьбу. Нужно задумываться о собственной старости уже в молодости, а не надеяться только на государство.

О пенсии думай смолоду

– Экономисты говорят, что одной из проблем нашей экономики является неэффективный труд значительной части населения…

– Вы говорите о самозанятом населении – 2,7 миллиона человек, большинство из которых относится к “непродуктивно занятым”? Во многих наших селах и аулах люди действительно заняты малопроизводительным трудом, отчего страдает всё: и благосостояние граждан, и экономика, и бюджет, недополучая налоги.

– Не считаете ли вы, что введение обязательного налого­обложения и пенсионных взносов на самозанятое население не будет иметь успеха ввиду низких доходов?

– Если сохранить действующие условия, то при выходе на пенсию самозанятые смогут рассчитывать лишь на дотации государства, а это не более 60 процентов от прожиточного минимума. Поэтому не откладывать себе на старость – невыгодно.

На первых порах человек будет делать пенсионные отчисления в зависимости от заявленных доходов. Это могут быть те же 10 процентов от прожиточного минимума, или 1 866 тенге. Но за 35 лет участия в накопительной пенсионной системе он накопит всего 783 720 тенге. Этих денег хватит на выплату пенсии лишь на три года. В дальнейшем придется жить лишь на эту самую половину прожиточного минимума.

Да, есть опасения, что все будут платить по минимуму, не думая о завтрашнем дне. Но повторюсь: надо воспитывать ответственность граждан в первую очередь перед своей собственной судьбой.

Женщины меньше зарабатывают

– Видите ли вы альтернативу столь болезненно воспринятой реформе повышения пенсионного возраста женщин до 63 лет?

– Нужно понимать, что повышение пенсионного возраста – неизбежный шаг, вызванный старением населения, это и в других странах происходит.

В нашей стране эта реформа вызвана уменьшением трудового стажа, накопленного до 1 января 1998 года, и соответствующим уменьшением размеров пенсионных выплат из госбюджета. При этом женщины, как правило, имеют относительно меньший трудовой стаж в связи с нахождением в отпусках по рождению и уходу за детьми.

Уже в прошлом году полного стажа не имели 12 процентов женщин, обратившихся за назначением пенсии, а к 2018 году его не будет иметь большая часть женщин. Значит, рассчитывать они могут лишь на пособие от государства.

Женщины меньше зарабатывают: в среднем их зарплата составляет 66–68 процентов от среднемесячной зарплаты мужчин. Фактически времени копить у женщин меньше: они находятся в отпусках по беременности и родам и раньше мужчин выходят на пенсию.

– Все-таки сложно представить энергичную работницу завода или доярку в 63 года…

– Не забывайте, что времена меняются, а с ними и условия труда. Та же доярка не будет доить коров руками, на фермах есть современное оборудование.

– У некоторой части населения после обесценивания всех накоплений в начале 90-х просто неверие в пенсионные фонды…

– Бояться темноты – не выходить на улицу. Казахстанская система пенсионного накопления признана одной из лучших в СНГ. Она существует уже 15 лет, и ни разу не было отвлечения средств из НПФ на другие цели. Сохранность этих денег гарантирована законом. Да, есть другой вопрос: эти деньги должны работать, быть вложенными в эффективные отрасли экономики, приносить прибыль. В этом направлении есть над чем работать.

Декрет: стаж до 12 лет

– Но на практике получается, что для женщины выгоднее работать, нежели рожать? Как же тогда поднимать демографию?

– Роль женщины как матери государству необходима как никогда: нам нужно увеличивать население страны. В этих целях приняты меры, при которых женщина не оказывается в ущербе при выходе в декретный отпуск.

В ее трудовой стаж засчитывается время ухода за малолетними детьми до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей сложности. Кроме того, на накопительный пенсионный счет работающей женщине во время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года будут перечисляться дополнительные взносы от работодателя.

Женщине ежемесячно выплачивается социальная выплата в размере 40 процентов от заработной платы минус 4 процента в целях перечисления в пенсионный фонд. Остальные 6 процентов государство перечисляет само. При этом нагрузка на работодателя не увеличится, так как отчисления в профессиональную пенсионную систему будут отнесены на вычеты при осуществлении налоговых платежей.

Зарплата – товар договорной

– Больной вопрос – размер зарплаты. Мало кто ею обычно доволен. Стал ли труд полноценным товаром на рынке?

– Мы живем в рыночных условиях. Частные компании самостоятельно формируют состав необходимых кадров, фонд оплаты труда. Государство не вмешивается в этот процесс, но законодательно контролирует соблюдение социальных гарантий. В этой связи на совести государства – минимальные социальные стандарты, в том числе и минимальная заработная плата. Нередко на многих предприятиях платят невысокие зарплаты. Но как только работники поднимают вопрос о зарплате, работодатель заявляет: “Не нравится – уходи”. А в ответ: “Куда я пойду?”. О чем это говорит? Не только о дефиците рабочих мест, но и о неуверенности в себе. Чем качественнее товар, тем выше его цена. Соответственно работник должен повышать свою квалификацию. А работодатель всегда заинтересован в высококвалифицированных кадрах, поднимающих его производство. И чтобы удержать у себя ценного работника, должен создавать максимально благоприятные условия.

– Как вы считаете, требует ли пересмотра минимальная заработная плата – 18 660 тенге, также другие пособия?

– Все социальные стандарты, в том числе уровень прожиточного минимума, заработной платы, адресной социальной помощи, – цифры не застывшие. Они действительно требуют пересмотра с учетом экономических реалий сегодняшнего дня. Последние исследования показали, что продовольственные траты должны составлять порядка 55 процентов прожиточного минимума вместо 60. Остальные 45 процентов должны покрывать коммунальные, медицинские и другие расходы.

О молодежном вопросе и новом спросе

– Одним из самых драматичных последствий молодежной безработицы является утечка мозгов – отъезд из страны наиболее талантливой молодежи. Как избежать таких потерь?

– За последние годы наблюдается уменьшение числа эмигрантов среди молодежи в возрасте 19–28 лет. Если в 2009 году страну покинули 9,8 тысячи молодых людей, то в 2011-м – 8 тысяч. Тем не менее эти потери вызывают озабоченность. Безработица – не единственная причина миграции. Низкие зарплаты, трудности с жильем, возможно, нечестная конкуренция или адаптация на новом рабочем месте – это трудности, которые ждут каждого начинающего свой трудовой путь человека. Решение этих проблем и позволит свести к минимуму так называемую утечку мозгов.

Но должно быть еще что-то, что не позволит молодому человеку оставить родину. Где чувство ответственности за страну, стремление к корням?

– Научно-технический прогресс предполагает исчезновение некоторых специальностей. Куда пойти десяти работникам с лопатой, если придет один, управляющий машиной?

– Модернизация производства действительно может привести к нарушению трудового баланса, к сокращению спроса на рабочую силу, но ведь появляются новые виды производства, а значит, возникает необходимость в получении новой специальности. Сегодня проблемы с трудоустройством переживают экономисты, бухгалтеры и юристы, неквалифицированные рабочие. Так, на учете органов занятости состоит около 15 тысяч безработных, не имеющих какой-либо квалификации. Значит, надо учиться!

Дефицит – на севере, избыток – на юге

– Сегодня вопрос, куда пойти учиться, для многих звучит так: какая специальность будет востребована? Есть ли объективный прогноз потребностей в специалистах на ближайшую перспективу?

– Сегодня действительно есть проблема дисбаланса: потребности рынка не соответствуют выпускаемым кадрам и уровню их квалификации. С 2014 года планируется обеспечить разработку пятилетних прогнозов развития рынка труда. Результаты будут предоставляться в Министерство образования и науки при формировании государственного образовательного заказа.

Но и без мониторинга очевидно, что наиболее проблемными с точки зрения безработицы регионами являются Южно-Казахстанская и Мангистауская области, города Алматы и Астана. Здесь уровень безработицы был выше, чем в целом по республике. Если в наших столицах это объясняется большим притоком трудовых ресурсов, то для густонаселенной Южно-Казахстанской области при низком уровне индустриализации этот показатель сохраняется еще с советских времен.

А вот дефицит трудовых ресурсов испытывают Восточно-Казахстанская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Павлодарская области.

Астана