Ведь золото и драгоценные камни в красивой оправе — это не только престиж, но и хорошее вложение денег. Но сегодня удовлетворить этот спрос не так-то просто. Причин этому можно назвать много, но одна из главных — разобщенность казахстанских ювелиров, порождающая и бюрократические злоупотребления, и недобросовестную конкуренцию…
Ведь что такое рынок ювелирных изделий, этих маленьких, изящных вещиц, стоящих баснословных денег? Прежде всего — солидный и привлекательный бизнес, огромные деньги, сотни миллионов долларов, которые в него вложены и должны приносить дивиденды.
По оценке специалистов, сегодня ежегодный оборот ювелирных изделий в Казахстане составляет более 200 млн. долларов. Там, где крутятся такие деньги, деловые интересы ведущих «игроков» отстаиваются всеми возможными способами.
Проблем у казахстанских ювелиров очень много, но основных, пожалуй, три. Первая — вопиющие противоречия в законах, регулирующих эту сферу бизнеса. Например, в Административном Кодексе имеется статья об ответственности за нарушение Правил торговли ювелирными изделиями. Но сами эти правила уже несколько лет назад отменены. Нового порядка торговли ни один юридический документ до сих пор не определяет.
Кроме того, в соответствии с духом и буквой этого же Кодекса, контролировать соблюдение этих несуществующих Правил должна специальная служба — Госинспекция пробирного надзора. Но как это можно сделать, если она также упразднена шесть лет тому назад!
Вторая проблема — острый дефицит квалифицированных кадров в отрасли. Ведь в Казахстане не было и нет специализированных учебных заведений, готовящих именно ювелиров, создающих изделия из драгоценных металлов. Днем с огнем на найти специалистов таких специальностей, как оценщик, литейщик, монтировщик, закрепщик, товаровед, модельер по воску, нормировщик, продавец-консультант.
В результате часто получается низкое качество и высокая себестоимость большой части ювелирных изделий местного производства.
Зачастую, покупая кольцо или серьги, потребитель покупает большие проблемы. А потом, через месяц — другой, отлетает крепление у серьги, или ломаются крапана, держащие камень в изделии — и покупатель вынужден заниматься их ремонтом. А что поделаешь — ювелир, в данном случае, как и пианист в поговорке: он тоже играет (работает), как может…
Также не редкость и безграмотная маркировка драгоценностей, когда бриллиант грязно — лимонного цвета, с явно видимыми дефектами, маркируется и продается как белый и чистый, а вес изделия на бирке не соответствует истинному.
Третья проблема — это «дикая», недобросовестная конкуренция со стороны «теневиков» (контрабандистов, скупщиков краденного и подпольных производителей дешевой низкопробной продукции). Огромная часть этого бизнеса находится «в тени» и всячески сопротивляется тому, чтобы ее вывели на свет, в легальный сектор. Это заведомо ставит в неравные условия именно добросовестные, легальные фирмы, которые работают по правилам, платят налоги…
На теневом ювелирном рынке царят коррупция, кумовство и землячество. Лучший пример — «пятачок» на пересечении улиц Гоголя и Панфилова в Алматы.
Уже десять лет с ними воюют, но воз, как говорится, и ныне там. Нелегальные скупщики золота и ювелирных изделий не таясь говорят, что их знакомые и «партнеры» в правоохранительных структурах их всегда выручат. А вот и следствие такой «дружбы»: как только таможня получила право на оперативно-розыскную деятельность — так сразу на легальных импортеров, вроде «Казахювелира», «Алтынкума» которые дают основную долю таможенных платежей по импорту ювелирных изделий, обрушился вал проверок.
Тогда как дело скандально известных деятелей из Киргизии, пойманных таможенниками в аэропорту Алматы с контрабандным грузом золотых изделий из Эмиратов на несколько десятков тысяч долларов, как-то потихоньку «рассосалось», без малейшего ущерба для контрабандистов. Именно поэтому страну просто захлестывает вал низкокачественной ювелирной продукции, а государство недополучает огромные средства в бюджет.
Положение осложняется еще и тем, что сами ювелиры Казахстана чувствуют себя прежде всего конкурентами на рынке, они еще не могут решать свои проблемы сообща. Профессиональная Ассоциация ювелиров Казахстана объединяет в своих рядах меньшинство существующих в стране фирм и компаний, большая часть предпочитает самостоятельно барахтаться в волнах рынка. О «теневом» бизнесе, конечно, и говорить нечего — им создание цивилизованных правил и законов в этой сфере бизнеса — просто нож острый.
Недавно, например, несколько ювелирных компаний обратились с открытым письмом к главе правительства, в котором настойчиво просили ввести лицензирование торговли ювелирными изделиями. Напомним, что лицензирование торговли ювелирными изделиями отменили девять лет назад, в 1995 году, а лицензирование производства — шесть лет назад, в 1998 году.
Другие были с ними резко не согласны.
Словом, нет мира в бриллиантовом королевстве. Комментируя этот демарш ювелиров, Председатель Казахстанской Ассоциации ювелирного бизнеса Ильяс Сулейманов, объяснил его нестерпимым положением, которое создалось в отрасли. Однако, по его мнению, одними ограничениями вопрос не решить.
Я против идеи лицензирования — говорит И. Сулейманов.
— С контрабандой бороться нужно, но прямой связи между лицензированием и борьбой с контрабандой я не вижу. Это обращение подписали, в большинстве, мелкие предприниматели, владельцы кустарных мастерских, либо небольших магазинчиков.
Объемы их производства мизерны, и погоды на рынке они не делают. Конечно, они напуганы усилением теневой конкуренции со стороны некоторых иностранцев из ближнего зарубежья, в частности, из Кыргызстана, которые контрабандой ввозят десятки килограммов золотых изделий, подкупают чиновников из фискальных и правоохранительных органов, дают агрессивную рекламу по телевидению и имеют ежемесячный доход, исчисляемый сотнями тысяч долларов США.
Противостоять им могут только крупные компании, такие как «Казахювелир» или «Виледа». Или же — Ассоциация субъектов малого бизнеса, совместно с государством и правоохранительными органами. И никакое лицензирование здесь наших мелких предпринимателей не спасет.
Если посмотреть на ситуацию с чисто экономической точки зрения, то нельзя не отметить в словах И. Сулейманова много веских резонов. Годовой доход крупного теневика -контрабандиста исчисляется миллионами долларов. Что для него истратить несколько десятков тысяч долларов на взятки? Мелочь, не стоящая внимания.
Если теневик экономит сотни тысяч долларов только на налоге на добавленную стоимость, то что ему стоит купить лицензию, заплатив мзду в несколько тысяч долларов? Почему этот вопрос поднимается именно сейчас? Истинная причина такого обращения, по мнению И. Сулейманова, в другом: выполнение социального заказа.
Кто-то, с помощью инструмента лицензирования, хочет взять ювелиров под свою «крышу», так сказать «оптимизировать» рынок в свою пользу.
Еще один спорный вопрос, по которому нет единого мнения: выводить или нет ювелирные изделия из категории товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Кстати, и в этой сфере регулирования государство не создало до сих пор четких правил.
Правительство, отнеся ювелирные изделия в разряд сертифицируемой продукции, «забыло» определить сам порядок сертификации и уполномоченный на то орган! Ювелиры вспоминают просто парадоксальные и смешные ситуации, когда сотрудники СЭС кладут золотое колечко в чашку с водой, а потом поят этой водой мышей! Так они пытаются проверить экологическую чистоту золота… Комментарии, конечно, излишни. Это свидетельствует о полном отсутствии методологии и методик, вследствие незнания специфики исследуемого предмета.
В России, например, существует уполномоченный государственный орган — Пробирная палата при Гохране Минфина РФ, главная функция которой — контроль качества. Контроль качества при этом включает в себя пробирный контроль, контроль на радиацию и контроль за наличием (отсутствием) вредных примесей.
Вот это, в сущности, и есть сертификация, без которой клеймо на изделие не поставят.
В Казахстане, к сожалению, такого органа нет, а вот желающих «посертифицировать» — хоть отбавляй. Сейчас юристы Ассоциации изучают эту проблему и готовят свои предложения в Правительство.
Сегодня Ассоциация ювелиров пытается сотрудничать со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, фискальными и правоохранительными органами, а также общественными организациями.
Ювелирам, всем участникам легального рынка сегодня необходимо прежде всего осознать свои коренные корпоративные интересы и объединиться. Важно понять, что вакуума в правовом поле быть не должно.
И либо профессионалы, специалисты в своей отрасли его заполнят, либо это за них сделают другие — дилетанты, неспециалисты, а то и просто нечистоплотные дельцы и нечистые на руку чиновники, лоббирующие собственные корыстные интересы.
Наступает время выбора — и для ювелирного бизнеса, и для государства.