Сверхзадача: научить любить театр - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+25 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сверхзадача: научить любить театр

Сверхзадача: научить любить театр

Давно перестали волновать афишы ТЮЗа. Кризис возраста, жанра или в целом кризис культуры?

  • 24 Мая 2004
  • 1569
Фото - Caravan.kz

А может быть, что-то неладное стряслось со зрителем: он почему-то стал организованным, тем самым, которого водят в театр по принуждению учителя и родители. Поговорить на эти темы собрались в южной столице работники театра, учителя, психологи, артисты и юные зрители.
Когда в друзьях согласья нет…
Когда мне сообщили, что ТЮЗ приглашает обсудить свои проблемы, несказанно обрадовалась, потому как, хочу, честно хочу, чтобы мои дети посещали театр.
Но они, как и все остальные, предпочитают проводить свободное время в иных местах. Театр пустует. Почему? Увы, никто не собирался отвечать на этот главный вопрос на первом круглом столе.
Собравшихся больше интересовал поиск новых форм взаимодействия театра со школой и родителями. Как будто формы могли изменить суть и содержание…
Почему-то возникло странное ощущение обманутости: вот собрались взрослые тети и дяди, с болью в сердце говорят о детях, но ничего про них не знают, и не хотят знать.
По-взрослому правильно и этично рассуждают о том, что детям полезно, а что нет. Не театр, а аптека какая-то. В результате «нафталиновые» тетеньки предлагали решить проблему по-аптечному: подключить учителей, вернуться к театральному абонементу, как можно чаще тыкать носом в театр детей малых, дабы они распробовали вкус высокого искусства и так далее и тому подобное. А меня интересовал один единственный вопрос: почему ТЮЗ, наш любимый славный ТЮЗ пуст, а в школе-гимназии № 46 театральная студия поставила спектакль «Оторвали Мишке лапу», и он собирает полные залы?
Театр и школьная программа
Учителям кажется, что театр несколько оторвался от школы. Вот и остался без зрителя-школьника. В качестве путей сближения двух «братьев-близнецов» (кому-то из учителей пришло в голову это сравнение школы и театра) предлагались самые разные пути-дороги. Школа №113 предложила обновить репертуар, в частности сделать его с уклоном на школьную программу. «Хорошо бы было изучать литературные произведения и параллельно увидеть их театральную постановку», — мечтательно говорили учителя, предлагая в качестве пробного шара поставить для детей «Повести Белкина».
Частная школа «Престиж» делилась опытом по поводу школьной театральной постановки Фонвизина «Недоросль», но, как заметила делегат от школы Нина Степановна Сачук, они ставили Митрофанушку на современный лад. Так сказать, Митрофанушка — двести лет спустя, с сотовым телефоном и с нежеланием учиться. Реакцию на современность круглый стол почему-то опустил, не заметил, а вот просьбу — поставить «Мещанина во дворянстве» услышал.
Ностальгически звучали воспоминания учителей о тех добрых временах, когда в театрах были педагоги, которые целенаправленно работали со школами. Школы заранее знали репертуар, содержание спектаклей, могли подготовить учеников к походу в театр. Сейчас учителям спускают билеты в театр сверху, а они спускают их детям. Доцент АГУ Светлана Никитина предложила вспомнить про такую форму работы с общественностью, как театральный абонемент. Купил билет в театр на весь год и ходи, воспитывайся! Педагоги вечерних школ говорили об интерактивных методиках. Ученикам вечерних школ интересно не только ходить на спектакли, но и в большей степени общаться с артистами. К сожалению, последние стали недосягаемы для детей, «живые» встречи организовываются редко.
Еще учителей сильно волновал вопрос: как посещать театр детям — организованно или нет? Организованно, значит из-под палки, по принуждению и по списку. Неорганизованно, значит без учителей, и может быть даже без родителей, но по доброй воле. Они настолько серьезно обсуждали этот глупый вопрос, что психологи, присутствующие на круглом столе, не выдержали, и сказали свое веское слово.
Да вы бредите, господа!
Чудовищно нелепо звучал призыв классиков в устах учителей: «Давайте пригласим зрителей, и будем вливать в их души все, что захотим». Психологи были категорически против того, что в души детей надо вливать все, что взрослые посчитают нужным. Они корректно заметили, что без внутренней мотивации ничего в ребенка влить невозможно не то что в душу, даже в рот!
Также психологи были воинственно настроены против того, чтобы театр превращался в пособие для школ, где можно было бы изучать литературу. По мнению знатоков души человеческой, детский театр должен воспитывать чувства и оставлять за детьми право выбора!
Единственное, с чем согласились психологи, так это с тем, что сами учителя порой настолько неразвиты как личности, что не в состоянии подготовить детей к походу в театр, не могут донести до них смысл театральных постановок. Между тем жизнь доказывает, что только за учителем-личностью, интересным увлеченным человеком дети могут пойти и в театр, и на спортивные соревнования, и на любое другое интересное и достойное мероприятие.
Но поскольку личностей в школах осталось немного, то, скорее всего, воспитывать любовь к театру сегодня должна не школа, а семья. Именно родители должны задать ребенку самые важные вопросы до театра или после просмотра спектакля: о чем была постановка (не что ты видел, а что ты понял, что почувствовал?)
Кстати юные зрители единогласно заметили, что у учителей, которые ведут их в театр, есть только один вопрос к учащимся: вы деньги за билеты принесли? В последнее время театр для детей начинается с этого вопроса. А родители, те вообще зачастую ничего не спрашивают: некогда им общаться с детьми. Вот и получается, что театр не впитывается, не усваивается развивающимися душами. Что делать?
Взгляд со сцены
Алексей Попов, артист и режиссер ТЮЗа говорил, что артисты прекрасно знают, когда в том, что спектакль не понравился зрителю, виноват сам зритель, а когда артисты. Но чаще всего в театр приходят ученики, которых туда заставили прийти. Отсюда и проблемы. Зачем таким зрителям Евгений Онегин? Они жуют поп-корн и хохочут во все горло во время представления. Артисты считают, что театру надо переходить на честные отношения со зрителями. Пусть их придет мало, но придут те, кто хочет найти ответы на свои вопросы на сцене театра.
Кстати по поводу того, насколько театр в состоянии сегодня отвечать на детские вопросы о современной жизни. Собственно, режиссеры театра признавали, что репертуар — одна из проблем, почему дети перестали идти в театр. И сколько бы умные педагоги не говорили о том, что «Маугли» вполне современная постановка, что дикий мальчик уходит из цивилизации потому, что в большом городе есть наркотики и проституция, для детей среднего звена (5-8 классы) Маугли не актуален.
А ничего другого, более современного в театре нет. Режиссер ТЮЗа Ирина Симонова говорила, что она очень хочет прийти в школу, поближе познакомиться с учениками, чтобы узнать изнутри, чем живут ребята в возрасте 10-15 лет, что их тревожит. Не понятно только, что ей мешает это сделать. Кстати, когда на патетичный призыв театралов отправиться всем артистам в народ (колесить по школам и рекламировать себя), журналисты заметили, что прежде чем идти в народ, надо знать к кому вы идете и с чем. Администрация театра никак не отреагировала на это замечание. Между тем вопрос о проведении серьезного мониторинга юного зрителя назрел давно. Кто сегодня ходит в театр? Почему? Кто не воспринимает театр? Почему? Как театру вырастить себе нового зрителя?
А победил все-таки разум!
Когда поднялась директор негосударственной гимназии госпожа Мащенских и после двух часовых разговоров спросила: «Извините, а что мы тут, собственно, обсуждаем?» — стало ясно, что толочь воду в ступе больше нельзя, что надо говорить про болезни театра по существу, а не с точки зрения художественного образа. Она выразила мнение большинства, разумно настроенных участников круглого стола: «До тех пор, пока у ребенка не будет желания, внутреннего мотива, стимула идти в театр, вы его туда на аркане не затащите. Поэтому обсуждать взаимоотношения школы и театра, все равно, что сотрясать воздух. Никому это не надо! Взрослые должны научиться мыслить нестандартно, взрослые должны отойти от ликбеза, от программ и прочих рамок. Только тогда они станут интересны детям, и дети сами придут к ним за советом, за вопросом, придут поучиться у них чему-нибудь полезному.»
Завершил полемику о театре — легенда ТЮЗа, господин Преображенский. Он говорил немного, но про театр: «Когда малая сцена нуждалась в чужом мнение, мы завели книгу откликов. Однажды я там прочитал такую запись. «Сегодня я хотел покончить жизнь самоубийством. Пришел в театр. Посмотрел спектакль. Решил жить дальше». Вот что такое театр».
А что тут еще скажешь?