Сегодня речь пойдет о зарождении протокочевников и ранних кочевников, а также о трех технологических революциях, об освоении полупустынных пространств Степной Евразии, о процессе метисизации степного населения и о том, какую роль играл Великий Степной путь.
Протокочевники Великой Степи
Казахстанский исследователь, писатель, художник-реконструктор Данияр Байдаралы предлагает к ознакомлению историю кочевой цивилизации, написанную с точки зрения номадо-центрической позиции. Его гипотеза основывается на современных сведениях по популяционной генетике, палеогенетике, новых данных археологии и исторических открытиях.
Напомним, что в первой части под названием «Как зарождалась кочевая цивилизация» было рассказано о том, как шло заселение этих земель и кто были первыми поселенцами, теперь речь пойдет о зарождении протокочевников и ранних кочевников в период бронзового и раннего железного веков.
— Следующая важнейшая эпоха в истории кочевой цивилизации началась в Западной Степи — на равнинах между Каспием, Черным морем и Кавказом. Это был период примерно 6000-3000 лет назад, то есть поздний каменный век и бронзовый век. Здесь из среды местных древних охотников-собирателей выделились уникальные западно-степные культуры, которые сыграли огромнейшую роль в будущей судьбе всей Евразии, — начинает свое повествование Данияр Байдаралы для Caravan.kz.
— Это были культуры земледельцев, охотников, рыболовов и скотоводов. Но что отличало их от остальных окружающих народов — это то, что у них, благодаря проживанию на равнинах, постепенно стало преобладать скотоводство, что вскоре кардинально изменило их образ жизни. Среди этих культур такие известные, как ямная, а также культура шнуровой керамики (она же культура боевых топоров).
Племена этих культур первыми овладели технологиями колесного транспорта и стали мобильными. Они переезжали с места на место вместе со своими семьями и утварью в поисках новых пастбищ, полей, охотничьих и рыболовных угодий. Для этой цели они использовали большие тяжелые крытые телеги с колесами без спиц, сделанными из сплошного дерева, которые тащили за собой мощные быки. Повозки эти были неуклюжими и медленными, но тем не менее они обеспечили своих владельцам достаточно мобильности, чтобы начать активно расселяться по Великой Степи и за ее пределами. Также они первые в Евразии одомашнили дикую лошадь. Сначала лошадей держали только для мяса и молока, но позднее начали понемногу учиться на них ездить.
Помимо одомашнивания лошади и изобретения колесного транспорта западные протокочевники также освоили металлургию бронзы и первыми вырвались из каменного века. Мало этого, они уже освоили технологию текстиля и для изготовления одежды помимо шкур использовали домотканую шерстяную ткань. То есть для своего времени это были суперпрогрессивные люди, оснащенные невиданными ранее высокими технологиями, и которые благодаря этому на целую эпоху опережали своих лесных и горных соседей — охотников-собирателей, которые жили еще в каменном веке.
Эти западно-степные “конно-колесно-бронзово-текстильные” протокочевники и начали активно расселяться от района своей прародины в Западной Степи на восток и запад в поисках новых пастбищ и земель. Двигаясь на запад, ямники и шнуровики поглощали многие древние европейские народы и послужили одной из основ для формирования современных европейцев, многие из которых и сегодня носят в себе их гены.
Восточная экспансия осуществлялась в основном ямниками и также привела к изменению образа жизни древнего населения Центральной Степи. Двигаясь на восток, где-то в районе за Уралом, в Центральной и в Восточной Степях пришельцы вступали в контакт и ассимилировали древнее местное азиатское население степных охотников-собирателей. Они несли с собой отгонное скотоводство и таким образом довольно быстро и впервые в истории Евразии создали пространство протокочевников в Центральной и Восточной Степях.
Заселение Великой Степи западными протокочевниками в этот период осуществлялось двумя путями: либо пришельцы осваивали полупустынные пространства Степной Евразии, которые до тех пор не знали человека, но теперь в них стало возможно жить, благодаря новому высокотехнологичному образу жизни. Либо же они смешивались с местными древними охотниками-собирателями, которые жили до них в Западной Сибири, районах Алтая, Байкала и Амура. Благодаря этой встрече двух степных популяций начался процесс метисизации степного населения.
Происходило этот процесс, по-видимому, по принципу “воевали-женились”. То есть пришельцы могли ассимилировать местных жителей двумя способами — завоевав их силой или породнившись с ними. Выбор метода зависел от сил сторон и затрат усилий. Если можно было легко завоевать местное население, уничтожив или подчинив мужчин и взяв в жены местных женщин, то пришельцы шли по этому пути. Если же местные успешно оборонялись, то проще было с ними породниться путем женитьбы.
Вся правда о кочевых амазонках Евразии: кем были, как жили, с кем воевали
Из ямников выделились такие важные для нас культуры протокочевников, как сынтасты (неверно называемая синташта), афанасьево, а также, предположительн, ботайцы. Позже на основе афанасьевцев, возможно, произошли те племена, которые ушли на юг и заселили Таримскую впадину (Такла-Макан). Ботайцы одно время считались первыми, кто одомашнил дикую лошадь, но потом выяснилось, что от лошадей ботайцев произошли лишь дикие лошади Пржевальского, а предки современной домашней лошади, по-видимому, были откуда-то с территорий между Едилем (Волгой) и Доном.
Культура сынтасты находилась на Урале и влияла сразу на всю Центральную Степь. Из сынтасты же, возможно, выделились и бегазы-дандыбаевская культура (андроновцы), которые стали центральными протокочевниками. Афанасьевцы располагались к востоку от них, ближе к Алтаю.
Западные протокочевники зашли и в Восточную Степь. Более продвинутые пришельцы передавали местному населению древних азиатских охотников-собирателей технологии колесного транспорта, коневодства и бронзовой металлургии. Так возникли столь известные явления, как культуры оленьих камней и плиточных могил — то есть восточные протокочевники.
Теперь опять вспоминаем “место встречи” на территории Маньчжурии и Северного Китая из предыдущей главы. Здесь к этому времени уже образовались развитые протогосударства позднего каменного века. По Степному Пути, через родственных им восточных протокочевников они получили в свое распоряжение технологии колесного транспорта, коневодства и металлургии бронзы.
Эти новшества легли на благоприятную почву — происходит быстрая адаптация новых технологий, и, как следствие — взрыв производительности в Юго-Восточной Степи и близлежащих регионах. Имено здесь, на стыке Восточной Степи и Китайского субконтинента, и благодаря мощному влиянию прогрессивной кочевой цивилизации и возникли такие первые “китайские” государства ,как Ся, Шан, Чжоу и многие последущие империи. Также под сильным влиянием Великой Степи пребывал и полуостров Корея.
Таким образом, в бронзовом веке в Великой Степи благодаря мобильности и высокотехнологичности сформировался протокочевой образ жизни и экономика. Все три части Великой Степи при этом были примерно на одном технологическом уровне благодаря возникшему в этот период Степному пути — предшественнику будущего Шелкового пути, который соединил Европу и Азию в бронзовом веке. Великий Степной путь возник как минимум на тысячу лет раньше Шелкового пути и был длиной примерно в 10 тысяч километров, проходя через все три части Великой Степи. Это была полностью сухопутная сеть маршрутов, проходящая по степному поясу Евразии южнее северных лесов и болот и севернее южных пустынь.
Великий Степной путь на востоке начинался в “Месте Встречи” в Восточной Степи, проходил через важный торговый хаб в Алтайских горах, откуда маршруты шли в Таримскую впадину, а в Центральной Степи — в регионы Жетісу (Семиречье) и далее БМАК (Бактриано-Маргианский археологический комплекс, он же Амударьинская цивилизация). Из Центральной Степи через Уральские ворота торговые пути вели в Западную Степь — в Черноморско-Каспийскую равнину, и наконец, далее в Западную Европу. Благодаря великому Степному пути уже 4-3 тысячи лет назад территории современной Кореи и Северного Китая были связаны со Средней Азией и Западной Европой. Степь была готова к следующему мощному рывку.
Эпоха колесниц в Великой Степи
— И рывок не замедлил себя ждать. На Урале, в уже упомянутой культуре сынтасты сложилась особенно высокоразвитая протокочевая культура. Сынтастынцы первыми в Великой Степи уже в бронзовом веке начали строить довольно большие укрепленные поселения — протогорода. До нашего времени дошли останки более 20 таких городов на Урале, которые вместе называют “Страной Городов”, — продолжает рассказывать исследователь.
Но самое главное, у них были уже полноценно домашние лошади — с покладистыми характером и крепкими спинами. Эти лошади и их потомки станут костяком будущего кочевой цивилизации Евразии. Но эти лошади все еще были слишком малы, чтобы их можно было использовать в качестве настоящего верхового транспорта. Поэтому понадобилось еще одно важное изобретение бронзового века — легкие скоростные колесницы.
Изображения колесниц на скалах Алтая
Технологии для их появления уже существовали в виде походных телег, которые имели как четырехколесный, так и двухколесный варианты, и легких и прочных спицевых колес, изобретенных примерно в это время. Соединив двухколесную телегу со спицевым колесом, сынтастинцы уже примерно 4000 лет назад, первые в мире, получили новый вид транспорта — колесницу.
Колесницы, запряженные парой лошадей, отличались от транспортных телег тем, что на них мог ездить только один человек — зато с большой скоростью. Так зародился первый персональный транспорт в мире, а с ним и целая эра в истории человеческой цивилизации — эпоха колесниц.
Колесницы давали сынтастинцам огромное преимущество. Это был самый быстрый наземный способ передвижения того времени — настоящий гоночный транспорт. Это был дорогое и элитное устройство, сложное в изготовлении и содержании, владеть которым могли лишь самые лучшие степные воины и вожди племен. От сынтастинцев колесницы переняли все народы Великой Степи. С их помощью мобильность протокочевников возросла многократно.
Применялись колесницы и на войне — вожди и батыры ехали на них впереди отрядов пеших воинов, на ходу стреляя из тугих биокомпозитных луков и параллельно руководя пехотой. При необходимости военачальник мог оторваться от медленной пехоты и быстро донестись до другого места. Владельцы колесниц были подобны метающим молнии богам, едущим верхом на волшебных транспортных средствах!
Улучшение и удешевление технологий изготовления и техники применения колесниц вело ко все большему распространению колесниц в Великой Степи и за ее пределами. С Урала колесницы попали сперва в Центральную и Восточную Степи, а потом уже в Европу, Иран, Египет, Элладу, Междуречье и Индию.
Оседлые народы жадно перенимали ноу-хау своих более продвинутых степных соседей, потому что для них колесный транспорт протокочевников был настоящим фетишем — символом силы, власти и статуса. Со временем они настолько освоили и полюбили колесницы, что создавали целые сухопутные флотилии из сотен боевых колесниц. Но в Великой Степи уже зрела следующая технологическая революция, которая сделала боевые колесницы устаревшей техникой и в очередной раз перевернула мир с ног на голову.
Ранние кочевники Великой Степи
— А заключалась эта технологическая революция в следующем — население Великой Степи вывело методом селекции и отбора новые породы лошадей — гораздо сильнее и выносливее коней предыдущей эпохи колесниц, — разъясняет Данияр Байдаралы. — На этих лошадях уже можно было ездить верхом и без колес, то есть пропала надобность в дорогих и ломких колесницах. Лошадей не нужно было изготавливать и ремонтировать — они все делали сами, размножаясь в огромных количествах. Их только нужно было объезжать и обучать, но это было уже гораздо легче.
В результате большие массы населения Великой Степи получили доступ к скоростному личному транспорту. Это и есть появление собственно конной кочевой цивилизации и ее знаменитой всаднической культуры. В этот момент коммуникации между частями Великой Степи стали очень быстрыми для своего времени. Новые технологии кочевого общества разносились по огромной степной территории в течение нескольких лет, после чего начиналось их медленное расползание за пределы Великой Степи. Поэтому материально-технический комплекс кочевых народов и государств в это время стал очень похожим в разных частях кочевого пространства.
В это же время кочевая цивилизация Великой Степи сделала еще один мощный технологический рывок — одной из первых в мире быстро освоила железную металлургию — и массово вступила в железный век. Что очень сильно увеличило возможности теперь уже настоящих ранних кочевников. Транспортные телеги протокочевников эволюционировали в мобильные платформы, на которых устанавливали легкие жилища, и в таком виде целые племена жили и путешествовали по степям и равнинам, “не слезая с колес”.
Воины Степи были вооружены короткими и мощными скорострельными конными луками, железными мечами, топорами и копьями с железными наконечниками, их тела и тела их лошадей защищали железные чешуйчатые доспехи. Они могли невероятно быстро перемещаться большими отрядами и на огромные расстояния, внезапно появляясь там, где их не ждали, и осыпая своих врагов тучами стрел, прежде чем нанести им мощный кавалерийский удар.
В раннем железном веке в Великой Степи на основе различных протокочевых культур бронзового века образовались первые кочевые роды и племена, а чуть позже и целые племенные союзы. В Западной Степи кочевые народы были представлены киммерийцами, а позже скифами, сарматами и аланами. В Центральной Степи кочевали разные сакские племена (массагеты, тиграхауда, аримаспы, парадарайя, хаомоварга) и дахи, а позже и парфяне.
В Восточной Степи существовало несколько протокочевых культур, среди которых ученые выделяют такие культуры как ордоскую, верхняя сяцзядянь, культуры плиточных могил и оленных камней. Из этих и других ранних культур выделились такие известные восточные кочевники, как усуни и юэчжи, а также племенной союз дун-ху. В составе дун-ху были хунну — выходцы из культуры плиточных могил, и сяньби — позже сыгравшие очень важную историческую роль в истории Великой Степи.
Примерно в этот период прекратился поток миграции степных народов с запада на восток и начался обратный поток движения кочевников с востока на запад. Этот поток определил будущее кочевой цивилизации на грядущие два с половиной тысячелетия. С этого момента Восточная Степь стала непрестанным поставщиком “свежей крови” в семью народов Великой Степи — все новые народы зарождались, оформлялись и накапливались здесь, а потом выплескивались на юг в Центральную Степь и далее на запад, о чем будет рассказано в следущей части.