О выявленных в первом квартале 2019 года в действиях банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, нарушениях по итогам рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг рассказали в Нацбанке, передает Zakon.kz.
С 1 января 2019 года Национальный Банк Республики Казахстан осуществил переход к применению мер надзорного реагирования с использованием риск-ориентированного подхода.
Так, по итогам первого квартала 2019 года проведен мониторинг и анализ допущенных в указанный период банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.
В первом квартале 2019 года в отношении банков применено 59 санкций и мер воздействия, из которых:
— 9 административных штрафов;
— 50 рекомендательных мер надзорного реагирования.
Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством РК, а также нормативными правовыми актами Нацбанка, которые связаны с осуществлением:
— обслуживания банковских займов;
— платежей и переводов денег;
— обслуживания банкоматов.
По порядку обслуживания банковского займа у банков выявлены нарушения, касающиеся:
— предоставления заемщику некорректной информации о ссудной задолженности;
— неуведомления созаемщика о наличии просроченной задолженности по займу;
— не указания размера просроченной задолженности и последствиях невыполнения обязательств по договору банковского займа при направлении уведомления заемщику о просрочки исполнения обязательства;
— превышения размера неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательства по договору банковского займа, предусмотренного банковским законодательством;
— отказа в выдаче правоустанавливающих документов на предмет залога ввиду некорректного расчета ссудной задолженности;
— недобросовестных действий сотрудника банка при взаимодействии с клиентом банка по телефону по вопросам задолженности по займу;
— несоблюдения сроков, предусмотренных договором, в которые банком предоставляется заемщику на подписание дополнительное соглашение к договору банковского займа при его досрочном частичном погашении;
— несоблюдения очередности погашения задолженности по договору банковского займа;
— отсутствия в уведомлении заемщика о необходимости внесения платежей по договору размера просроченной задолженности;
— не уведомление заемщика о необходимости внесения платежей по договору с указанием размера просроченной задолженности;
— предоставления сведений о заемщике (субъекте кредитной истории) в кредитное бюро без его согласия;
— непредставления, а равно несвоевременного представления в кредитное бюро сведений, полученных от субъекта кредитной истории;
— представления недостоверных сведений в кредитное бюро.
По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:
— списания денег с текущего счета заемщика по платежному требованию более 50% от поступившей суммы на текущий счет;
— необоснованного изъятия денег по платежному требованию/ необоснованного предъявления платежных требований на взыскание задолженности по займу (при наличии судебного акта);
— несоблюдения очередности исполнения требований третьих лиц, предъявленных к банковским счетам клиента;
— несвоевременного списания денег по платежному требованию;
— изъятия денег с банковских счетов заемщика для списания задолженности по займу без использования платежного требования;
— взыскания с заемщика на основании платежного требования остатка основного долга и вознаграждения по договорам займа сроки выплаты, которых еще не наступили;
— несвоевременного исполнения платежного требования, помещенного в картотеку;
— исполнения платежного требования при наличии распоряжения отправителя о его отзыве;
— списания денег с банковских счетов созаемщиков по договорам банковского займа без использования платежного требования;
— предъявления одновременно нескольких платежных требований в рамках одного договора банковского займа;
— взыскания неустойки по договору банковского займа путем предъявления платежного требования;
— несвоевременного исполнения указания по переводу денег;
— предъявления платежного требования без приложения документов, на основании которых они предъявлены и без указания их реквизитов в назначении платежа.
По порядку обслуживания банкоматов выявлены нарушения, касающиеся:
— несвоевременной выдачи денег банкоматом;
— отсутствия камеры видеонаблюдения в банкомате.
В общей сложности за первый квартал общая сумма административных штрафов, предъявленных банкам за нарушения, по которым предусмотрена административная ответственность, составила более 4 млн 500 тыс. тенге.