И все же. Честный судья — такой ли уж это миф? И нужен ли он обществу, которое все чаще идет по пути упрощения взаимоотношений с законом: легче дать взятку, чем гробить нервную систему в долгих тяжбах. Совершенно очевидно, что есть две категории
граждан, которым нужен честный, справедливый, объективный суд. Во-первых, это высшая власть государства. Первые лица страны не могут не понимать, что требовать законопослушности от рядовых казахстанцев невозможно, пока в стране нет законопослушного суда. Во-вторых, это тысячи наших соотечественников, которые составляют уже выросший и укрепившийся средний класс. Им честный суд не просто нужен — жизненно необходим. У них уже есть собственность, есть пусть малое, но свое дело, в которое вложены и деньги, и время, и труд. Им есть что терять, есть за что бороться. И гарантировать то, что они имеют или хотят иметь, может только правовое государство. Если этих людей сегодня не поддержать, на кого завтра рассчитывать? Ведь во всех развитых странах именно средний класс является опорой страны, и на выборах именно его голос решает все.
Конечно, у нас не Америка и не Швеция, не те заработки. Но семья, владеющая тремя классическими символами достатка — квартирой, машиной и дачей, уже мыслит категориями среднего класса, уже готова отвечать за будущее своих детей, уже рассчитывает не на подачки начальства, а на собственные руки и мозги. Возможно, в реальности значительная часть таких семей материально недотягивает до нормы (и машина не «Феррари», и квартира-двушка, и дача в шесть соток) — но психологически люди уже готовы стать хозяевами собственной судьбы, что и является основной чертой представителей среднего класса. Но эта важнейшая прослойка населения никак не защищена. Не потому ли наших малых предпринимателей безнаказанно грабят и самозваные «крыши», и чиновники, и бесчисленные ведомства, обладающие правом бесконечных, и отнюдь не бескорыстных проверок? Безусловно, каждый из «середняков» чувствовал бы себя уверенно — а следовательно, и трудился бы с большей отдачей, знай он, что в случае чего, его права будут защищены в суде: объективно, оперативно, эффективно.
В странах Запада статус судьи чрезвычайно высок, и причин этому несколько: в частности, веками воспитанное уважение граждан к этому как бы особенному, наделенному большими полномочиями человеку и соответствие этого человека своему званию. Не зря же существует обращение «Ваша честь». Попытка подкупа — страшный скандал. У нас же о взятках говорят вполне открыто, как о чем-то само собой разумеющемся и привычном. И это понятно: ну не смогут прокуроры, адвокаты и судьи, дружно взявшись за руки, объявить полный бойкот взятке, потому что они — дети единой системы, пропитанной коррупцией. Борьба с ней, как известно, не ослабевает в стране ни на минуту, но в один миг и в отдельно взятой сфере победить эдакую гидру тяжело. Так что пока в этом плане и независимость, и статус наших судей изрядно хромают.
Ответственность отправителей правосудия в Казахстане регулируется Кодексом судебной этики, и уже многие из них поплатились своими мантиями за нарушение этого кодекса. По информации пресс-центра Верховного суда РК, в прошлом году 78 судей были освобождены от занимаемой должности. «Хочу специально обратить внимание на вопрос о независимости и неподкупности судей, — говорится в Послании президента республики народу. — Мы увеличили заработную плату судьям, и они сегодня стали самыми высокооплачиваемыми госслужащими. Нам необходимо подумать обо всем пакете социальных гарантий для судьи, включая пенсионное обеспечение. Достойное материальное и социальное обеспечение судей следует рассматривать не только как поощрение за нелегкий и честный труд, но и как одну из мер по предупреждению коррупции. Надо сделать так, чтобы мздоимство в судейской среде было не только нравственно недопустимо, но и экономически невыгодно. Судья должен дорожить своим креслом и знать, что, нарушив закон или профессиональную этику, он потеряет не только право состоять на государственной службе, но и весь пакет социальных гарантий. Все это повлечет дополнительные бюджетные расходы, но они оправданы. Как гласит старая поговорка — дешевое правосудие обходится слишком дорого…»
Сегодня, безусловно, любой судья очень дорожит своим креслом. Но только ли потому, что с 1 января нынешнего года его зарплата увеличена на 30 процентов? К примеру, зарплата районного судьи — 85 тысяч тенге. Может быть, еще зимой эта сумма и позволяла чувствовать себя вне коррупции. Сентябрьский скачок цен заметно поколебал это чувство. Может быть, правительству стоит — хотя бы в порядке эксперимента — действительно ощутимо повысить благосостояние судей? И уж тогда на совершенно законных основаниях строго спрашивать с мздоимцев, на самом деле достойную заработную плату от государства получающих: ты что ж это, такой-сякой, какие деньги тебе еще надобны?
Труд судьи нелегок, хлеб его, без сомнения, тяжел. Жалование — далеко не роскошное. Но отчего-то количество желающих занять судейское кресло не уменьшается — это неизменно одна из самых популярных профессий в рейтинге молодежи. Вряд ли новое поколение поголовно одержимо страстью к справедливости.
На снимке: здание Верховного суда РК. Фото сайта suleimenov.com