Пятилетка тишина
Так произошло, что на днях страна сможет отметить пятилетие принятия Закона РК «О пенсионном обеспечении». Закона, при всех прочих реформах, стратегического. Потому что, независимо от того, чем закончатся многие усилия по укреплению нашего суверенного государства, — поток граждан, выходящих на пенсию отнюдь не уменьшится. А, так как, государство практически уже сняло с себя заботу по материальному обеспечению следующих поколений казахстанских пенсионеров, любой прокол в пенсионной реформе, может привести не то, чтобы к социальным волнениям, — он может взорвать ситуацию в стране. Причем, даже без помощи сытых оппозиционеров. Но, пока, все, вроде бы довольны…
Честно говоря, даже скептики признают, что первая 5-летка прошла удачно. В пенсионных фондах было накоплено более 212 миллиардов тенге. Или 1,4 миллиарда долларов. Американских. Общий же инвестиционный доход фондов составил почти 60 миллиардов тенге.
С другой стороны, в стране существуют 3 миллиона так называемых «самозанятых» граждан. И, что с ними делать, — не знает никто. Как неизвестно и то, на что они будут жить, достигнув пенсионного возраста. Ведь пенсионных отчислений они сегодня не делают. Есть и другая проблема. Она исчисляется суммой 21 миллиард тенге. Эта цифра — сумма задолженности наших предприятий перед пенсионными фондами. То есть с рабочих из зарплаты эти деньги вычтены, на счета фондов, так и не переведены.
Государство меняет надсмотрщика
Вообще, ругать или хвалить нынешнюю пенсионную систему достаточно затруднительно. Ведь фактически мало, кто смог воспользовался ее благами. И очень часто, — это жулики, которые под предлогом выезда за границу, снимают свои пенсионные накопления. Пока, наверное, самым ярким за 5 лет событием здесь стала ликвидация комитета по регулированию деятельности пенсионных фондов.
Это случилось недавно, практически накануне первого юбилея. И единственной вразумительной причиной данного решения властей было названо желание правительства передать контрольные функции Национального банка. Мол, эта «священная корова» казахстанской администрации столь сильна в хитросплетениях финансового рынка, что ей и карты в руки…
Итак, Комитет по регулированию…, при Минсоцзащите упразднили. Но большого горя на лицах его управляющих замечено не было. Что дало возможность наблюдателям сообразить: видимо, все они все тоже отправляются «под крылышко» Нацбанка! Хотя, как вы понимаете, изменения в способах и органах управления говорят только об одном — грядут изменения в законодательстве.
80% и 1 %
Сегодня в республиканской прессе уже появилась информация о том, что пенсионное законодательство вскоре будет изменено, чуть ли не 80 процентов. Думается, для того чтобы разрушить нынешнюю пенсионную систему будет достаточно изменить и 1% этого законодательства. Поэтому, за поистине революционным пылом верховных реформаторов ближе к осени надо внимательно следить. Дабы одернуть, если уж их сильно «занесет». С другой стороны, изменения, безусловно, нужны. Но только в части еще больших гарантий для вкладчиков пенсионных фондов.
Даже состоявшаяся в Алматы на днях специальная ярмарка, проведенная сразу несколькими пенсионными фондами, показала: недоверие населения к ним продолжается. Можно даже сказать, что это недоверие, замешанное на непонимании простыми гражданами сути пенсионной реформы. У каждого из них в мозжечке сидит сакраментальная мысль: «Все равно обманут!». В то же время представители пенсионных фондов также не пышут безграничной любовью к тем вкладчикам, которые обманным путем хотят «изъять» причитающиеся им деньги, н дождавшись пенсии. Всего за пять лет выплаты фондов составили уже 10 миллиардов тенге. И, значит, у определенной части несознательного населения появляется все больше соблазнов попользоваться «пенсионными» деньгами на халяву.
ИТОГО:
16 пенсионных фондов и почти 5 миллионов казахстанцев являются реальными участниками пенсионной реформы в республике. Большого доверия, друг к другу, как видим, у них немного. Но не надо забывать еще и о третьем «игроке» на «пенсионном» рынке — о государстве. По прошествии 5 лет оно явно заинтересовалось происходящими, в рамках этой реформы, событиями. И теперь, главное, — не упустить тот момент, когда какой-нибудь группе высокопоставленных чиновников очень захочется «порулить» много миллиардными средствами пенсионных фондов. А такой вариант, к сожалению, пока не исключен.
Сельские мифы
Несмотря на то, что американские специалисты весьма пессимистично глядят на казахстанский урожай — 2002, сельское хозяйство страны во всю трудится. Об этом можно судить хотя бы по количеству телерепортажей и газетных статей, посвященных агропромышленному сектору республики. Правда, в этом году СМИ рассматривают наше село через призму его грядущей приватизации. Это, согласитесь, не одно и то же, по сравнению с реальными проблемами казахстанского сельского хозяйства.
Приватизация — это лишь один из шагов в алгоритме повышения сельской экономики. Важный шаг, но не единственный. Послушать же наши официальные лица и некоторых политиков, так главнее для Казахстана задачи нет, как прямо сейчас, направо и налево начать распродавать сельхозугодия. И кредиты тогда банки начнут крестьянам давать — под землю. И сельхозпроизводители будут бережнее относиться к земле. И юридическая основа для фермерских сотовариществ появится. И так далее.
Не отстают в обсуждении «земельного вопроса» и оппозиционеры. Но у них изначально проигрышная позиция. Те, кто жил и действовал под псевдонародными лозунгами, теперь не знают: к кому взывать? Сельский электорат такие оппозиционеры знают плохо и, откровенно говоря, слегка побаиваются его. У оппозиционеров же, которые оделись в тоги демократов, большие проблемы с лозунгами по поводу приватизации земли. С одной стороны, им, как либералам, в данном случае надо кричать: «Ура!». С другой стороны, — они, по определению, не могут одобрять предложений от «недемократических» властей. Поди тут, разберись…
А единственная проблема, с которой страна может столкнуться при продаже сельхозугодий, _ та же самая, что была и во время приватизации промышленных объектов в конце прошлого века. Тогда словоблудием политиков и косностью чиновников воспользовались самые нечестные граждане республики. Теперь они, правда, в большинстве своем, не граждане РК.
Не допускать…, быть приверженным…, неукоснительно проводить…
Наконец-то стали известны подробности почти таинственного указа президента РК за № 866. Его «секретность» была вызвана тем, что подписан он был 7 мая с.г., но до сих пор, о содержании данного документа говорили только полушепотом. В глаза же его видели не многие. И вот, в середине июня дошла очередь и до простой публики.
Оказывается, ничего устрашающего в нем нет. Называется Указ — «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 21 января 2000 года № 328». И славен он тем, что внес изменения в «Правила служебной этики государственных служащих РК». Есть у нас и такие правила.
Так вот, если коротко, отныне госслужащие в нашей стране должны строго соответствовать шести правилам:
1-е, — неукоснительно проводить политику Президента Республики Казахстан;
2-е, — не допускать действий, сопряженных с нарушением прав и свобод граждан республики;
3-е, — быть приверженными принципам государственной службы и высшим нравственным ценностям;
4-е — соблюдать присягу государственного служащего;
5-е — соблюдать государственную и трудовую дисциплину;
6-е — не допускать и пресекать факты нарушения норм этики со стороны других государственных служащих.
От себя добавлю еще одно правило: было бы хорошо, если госслужащие также были обязаны неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, и не нарушать общественный покой после 23.00.
Совсем не секрет, что на сегодня ни один государственный служащий республики не соответствует хотя бы одному из вышеперечисленных правил. Что делает законным вопрос: зачем и для кого они были написаны? Помнится, в СССР были «Правила социалистического общежития», — так попробовали бы их не выполнять, неприятностей с милицией не оберешься, даже выселить из квартиры могли. Так же, соблюдались и все остальные правила в Советском Союзе.
А сегодня? Найдите мне ненормального чиновника, который бы и «неукоснительно проводил», и «не допускал…», и «пресекал нарушения других госслужащих»? Нет ныне таких, к сожалению.
Да и откуда им взяться, если сам глава Агентства по делам госслужбы РК публично и искренне удивляется, как могут жить семейные госчиновники на 15 тысяч тенге? Видимо, забыл он, что у нас в целом по республике средняя заработная плата составляет чуть больше 100 долларов (те самые 15 тысяч). Но, это — средний показатель. То есть кто — то зарабатывает и 10 тысяч долларов, а кто-то и 40 «зеленых» в месяц. И последних — намного больше, чем первых. Я уж, не говорю о тех, кто, вообще, ничего не получает.
Так что плакаться на счет низких зарплат чиновников надо уже прекращать. А, если и поднимать заработную плату в стране — так всем работающим сразу.
О мелком монополисте замолвите слово!
Начавшееся лето подарило нам еще организованное возмущение местных операторов телекомммуникаций. И, надо сказать, вполне обоснованное возмущение. Потому что связано оно с явно несовершенными положениями закона РК » О естественных монополиях».
О том, что этот закон катастрофически устаревает говорят все, кому не лень. Но, наверное, только у телекоммуникационщиков они наиболее предметны. Все связано с тем, что в законе РК «О естественных монополиях» от 9июля 1998 года определено сразу несколько отраслей, которым, по мнению их составителей, на роду написано быть монополистами. Мол конкуренция в них невозможна, или, даже экономически нецелесообразна. И все, из-за их технологических особенностей. В список «отверженных» попали и услуги телекоммуникаций.
И тут мы вернемся к возмущенным операторам. Они собрались вместе, несколько раз пересчитали друг друга, и страшно удивились. Оказалось их на телекоммуникационном рынке много, и все они — монополисты. Монополистами оказались даже те компании, которые имеют около двух процентов местного рынка. И таких «монополистов» оказалось немало.
Но дело, конечно же, не только и не столько в том, что многие телекоммуникационные компании оказались «незаслуженно обозванными». А в том, что их, согласно соответствующего закона, заставляют жить и работать, как монополистов. То есть, они должны, в соответствии с правилами регулирования монополизма, согласовывать с госорганами все тарифы, обязательно проводить тендеры на приобретение имущества, принимать ежегодные финансовые проверки и проч. И это, при том, что по закону монополистами признаются только компании, занимающие более 35 процентов рынка.
На Западе в своё время так же возникали подобные ситуации на рынке телекоммуникаций. И все они были успешно законодательно разрешены. Что мешает сделать то же самое нашему Агентству по регулированию деятельности монополий и защите конкуренции, а также депутатам парламента — не совсем понятно…
Выигрыш недели
Когда сборная России проиграла в прошлое воскресенье сборной Японии на чемпионате мира по футболу, один мой коллега попал в затруднительное положение. Он не знал, радоваться ему или горевать за соседей. Все дело в том, что болел мой друг, естественно, за Россию, но поставил на тотализаторе на победу японцев — 1:0. К сожалению, он угадал, и выиграл. Но мы, его друзья, отказались отметить этот радостный факт, сказав, что на «японские» деньги не гуляем.