“Караван” не раз писал о “рыбной войне” в Восточном Казахстане. По обвинению в организованной схеме браконьерского вылова и экспорта судака за решетку отправлено все бывшее руководство Зайсан-Иртышской межбассейновой инспекции рыбного хозяйства (ЗИМБИРХ) (“Судак – рыба хищная”, “Караван” № 14 от 5 апреля 2013 г.). Осуждены десятки предпринимателей. В вину “рыбным” чиновникам поставили даже несовершенство закона. Мол, должны были требовать от Астаны введения обязательной справки о происхождении улова…
Другой работы нет
И вот новая череда дел за незаконный лов на Зайсане и Бухтарминском водохранилище.
– В Курчумском районе предприятие хранило в холодильниках больше 162 тонн рыбы, в том числе 15 тонн филе судака, – сообщили в пресс-службе областной прокуратуры. – Хотя в этом районе промысловый лов запрещен. Здесь же, в селе Шенгельды, у одного предпринимателя хранилось 11 тонн рыбы, у другого – 1,2 тонны. По итогам проверки кресла закачались уже под новым руководством рыбинспекции. Семеро должностных лиц во главе с начальником Мауленом КАНАТБАЕВЫМ привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом в прокуратуре вынуждены признать: другой работы, кроме рыбалки, в прибрежных поселках нет!
– В Тарбагатайском районе правом рыболовства наделен единственный производственный кооператив, – говорит специализированный природоохранный прокурор Восточного Казахстана Бахытжан ИЗГУТТИНОВ. – Не все имеют возможность там работать, многие уходят в незаконный промысел. А что им делать?
Рыбка большая и маленькая
В каком состоянии рыбные запасы Зайсан-Иртышского бассейна? По мнению прокуратуры, численность зайсанского судака, плотвы, язя, окуня сократилась. Еще обнаружено, что крупнейшее в республике Бухтарминское нерестово-вырастное хозяйство (БНВХ) уплыло в частные руки.
– Социально-предпринимательская корпорация “Ертис”, которой было передано БНВХ, вложила в реконструкцию из бюджета 100 миллионов тенге, – отметил прокурор. – Но затем хозяйство продали частному лицу по демпинговой цене – всего за 14 миллионов.
Законность сделки проверяется. Одновременно прокуратура инициировала поправки в законодательстве, ужесточающие наказание за браконьерство – повышение нижней планки штрафов с 3 месячных расчетных показателей (около 5,5 тысячи тенге) до 10–20. Мол, только жесткими мерами можно спасти озерное богатство. Но у рыбинспекции иной взгляд на запасы “голубого золота”.
– На карпа лимит за три года вырос с одной тонны до 27, в последний раз такой объем был в 1980 году! – рассказал начальник Зайсан-Иртышской межобластной рыбинспекции Маулен Канатбаев. – На судака лимит увеличился на 157 тонн и в этом году по прогнозам вырастет еще на 8 тонн. Рыба есть, везде продается.
Когда подумают о людях?
Как в условиях ужесточения контроля и запретов со стороны государства выживать на Зайсане прибрежным селам? После развала совхозов и колхозов озеро остается единственным кормильцем для местного населения. Что выберет мужчина, которому нужно кормить семью: залезть в кредит на разведение скота с риском прогореть или заниматься привычным ловом рыбы, на которую всегда есть покупатели?
– За три года из Восточного Казахстана экспортировано свыше 8,8 тысячи тонн судака, – говорит главный рыбинспектор области. – Это на 2,3 тысячи тонн больше утвержденного лимита. Это нелегально добытая рыба. В 2012 году нашего сотрудника ранили ножом, последний случай произошел 4 января – инспектор сейчас в больнице.
…Согласитесь, если ради улова люди готовы идти на преступление, – значит, ситуация близка к критичной. Больше трех лет назад “Караван” писал: проблему теневого оборота судака может решить один документ – справка о происхождении рыбы (“Облава на “голубое золото”, “Караван” № 24 от 11 июня 2010 г.).
– Если бы ветеринарная инспекция, выдавая свидетельство для экспорта судака, требовала справку о происхождении рыбы, никто бы не смог вывезти сверх лимита, – сообщил глава рыбинспекции.
Решение о введении такой справки до сих пор не принято! Спрашивается: сколько еще нужно скандалов, отставок, уголовных дел, чтобы государственная машина сработала? Чтобы прокуратура добилась-таки введения злополучной справки. Чтобы в областном акимате наконец задумались над созданием реальных производств в прибрежных селах. Чтобы чиновники все-таки вспомнили, что обязаны заботиться о людях…
Усть-Каменогорск