Суд ювенального периода - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Суд ювенального периода

Суд ювенального периода

Опубликованный на днях Указ Президента от 23 августа сего года ставит точку в затянувшихся на годы спорах о необходимости создания специализированной системы судопроизводства для несовершеннолетних граждан страны.

  • 12 Сентября 2007
  • 2464
Фото - Caravan.kz

В Астане и Алматы будут образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, которые должны рассматривать уголовные дела, дела об административных правонарушениях, а также гражданские дела, затрагивающие интересы несовершеннолетних.
Решению предшествовали четыре года эксперимента, который проводился в Алматы и Алматинской области в рамках проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане» и финансировался, в том числе, из неправительственных источников.
Эксперимент показал, что деятельность ювенальных судов, вместе с налаженной системой профилактики криминала среди несовершеннолетних, активной работой социальных служб, помогли значительно снизить уровень преступности среди подростков. С другой стороны, создание ювенальных судов стало закономерным шагом государства по специализации всей судебной системы, по соблюдению государством на практике прав и законных интересов несовершеннолетних, нарушивших закон и попавших в «жернова» жестокой судебной машины.
— Мы чрезвычайно рады, что этот вопрос сдвинулся, наконец, с «мертвой» точки, — говорит Роза Акылбекова, координатор рабочей группы НПО Казахстана «По защите прав детей». — Ведь раньше, да и сегодня, получается, что ребенок, подросток, впервые совершивший правонарушение, попадал в КПЗ и вынужден жить и общаться там с настоящими, закоренелыми преступниками, которые, конечно, ничему хорошему его не научат… Опыт тюрьмы, как бы краток он ни был, чаще всего ломает детскую душу и очень часто закрывает ему путь к исправлению.
Два специализированных суда для детей и подростков, это, конечно, мало, но мы надеемся, что это только начало, и такие суды должны появиться, по крайней мере, в каждом областном центре.
Но все дело теперь в том, как они будут реально работать, потому что необходимо создавать не только суды, но и целостную систему ювенальной юстиции — начиная от ранней профилактики правонарушений среди молодежи, контроля за социально неблагополучными семьями и заканчивая адекватной системой исполнения наказания. Судам понадобится большая помощь социальных служб, а она у нас сегодня не на высоте. Для ювенального судопроизводства должны быть специально подготовленные кадры следователей, адвокатов, и, конечно, судей. И не в ограниченных масштабах, как раньше, а в массовом порядке, потому что криминогенная ситуация в подростковой среде не дает оснований для успокоенности.
И это действительно так: проблема преступности несовершеннолетних остается в Казахстане весьма острой. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ежегодно выявляют около 7000 несовершеннолетних, совершивших преступления, из них почти половина привлекается к уголовной ответственности.
Кроме того, отмечается последовательный рост количества выявленных преступлений, в которых участвовали несовершеннолетние за последние годы: с 6614 преступлений в 2003 году, до 7948 преступлений в 2004 году и более 8000 преступлений — в 2006 году. Статистика этого года не менее удручающая — с начала его несовершеннолетние совершили около 5000 правонарушений…
За последние 9 лет по республике в Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних помещены за безнадзорность и беспризорность более 70 тысяч несовершеннолетних, из них 10796 оформлены в детские дома и школы-интернаты.
Казахстан еще в 1994 году ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». В поддержку его был принят специальные Законы: «О правах ребенка», «О браке и семье», «Об образовании» и ряд других, в которых декларировались и подтверждались многообразные права маленького человека.
Надо отметить, что судебное производство в отношении несовершеннолетних, согласно казахстанскому законодательству, хотя и осуществлялось в рамках общей процессуальной формы, но с отдельными процедурными отступлениями, учитывающими особый социальный статус именно этой группы населения. Например, статья 492 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан требует обязательного участия в производстве по делу родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего подсудимого. Они имеют право участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения суда.
Кроме того, есть и другие правовые механизмы защиты детей в уголовном процессе.
Однако до сих пор в стране права детей часто нарушаются, а законодательные нормы остаются лишь на бумаге. Роза Акылбекова рассказала о совсем недавнем возмутительном случае, когда в ходе следствия в Кокшетауской области следователи применяли к подросткам незаконные методы — запугивания, угрозы, психологическое давление и даже избиения… Сейчас по этим фактам ведется служебное расследование, подключились правозащитники, но кто знает, сколько еще таких фактов остались нераскрытыми и неизвестным общественности. А ведь за ними порой стоит будущая судьба молодого человека. Поэтому подготовленные, грамотные кадры для ювенальной юстиции, коль скоро она у нас сегодня начала создаваться — главная задача.
За что сегодня ребенок может попасть в тюрьму? Открутил эмблему на дорогой машине, стащил из ее салона магнитолу, украл у школьного товарища мобильник, несколько девчонок, в ходе бытового конфликта, избили другую девочку… Асоциальное поведение подростков зачастую, как считают криминологи, является следствием общего кризиса семьи и семейных ценностей, отсутствия воспитания, безнадзорности. Подросток просто не понимает криминальность своих поступков, потому что его никто не учил соотносить свое поведение с интересами окружающих.
Криминологи считают, что многие правонарушения далеко не всегда имеют материальные причины. Нередко подростки из вполне благополучных семей идут на грабежи и кражи ради карманных денег, которые тратят впоследствии на игровые автоматы и компьютерные игры. Если в сознании подростка смещены социальные и нравственные ориентиры, ювенальный судья может назначить курс психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
— Система ювенального судопроизводства обязательно должна сопровождаться эффективной системой первичной профилактики, — считает юрист Казахстанской криминологической Ассоциации Анна Ромашко. — Возьмите хотя бы сегодняшние Комиссии по делам несовершеннолетних: в их состав входят специалисты разных ведомств, а единого управляющего центра нет. Отсюда слабая эффективность их работы. Дети с девиантным поведением должны сразу же браться на контроль социальными службами, работники которых должны уметь вовремя увидеть опасность окружения ребенка, скажем, в семье, где родители беспробудно пьют — и оперативно принять меры.
К сожалению, это происходит далеко не всегда, комиссии часто работают формально. Значит, для нормальной работы ювенальной юстиции нужно решительно преобразовывать формы и методы работы всех социальных служб, всех ведомств, которые занимаются этой проблемой.
Очевидно, с созданием центрального звена ювенальной юстиции — специализированных судов, потребует совершенствования и система содержания детей в Центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних.
Это — тоже одна из граней большой и сложной проблемы. Допустим, ребенок 10-11 лет — малолетний бродяжка, не ходит в школу, живет на улице, потому что его родители беспробудно пьют и не обращают на него ни малейшего внимания, а то еще и бьют его… Милиция забирает его с улицы — и помещает в такой Центр.
Однако часто в таких Центрах с детьми запущенными в социальном отношении, с малолетними преступниками вынуждены жить, и порой долго, вполне нормальные дети, просто попавшие в сложную жизненную ситуацию.
Конечно, такое соседство и его влияние на неокрепшую душу ребенка благотворным быть не может… Но государство пока никак не желает решать этот вопрос. Ведь придется перестраивать всю структуру выявления, содержания и реабилитации детей, более углубленно работать с разными категориями несовершеннолетних. Да и передача Центров к Минобразованию — на чем активно настаивают правозащитники — сопряжена с немалыми трудностями.
В этом министерстве сегодня нет соответствующей материальной базы, нет специально обученных кадров. Дефицит психологов, воспитателей, учителей в Центрах и специальных учебных заведениях стал перманентным явлением. Работа тяжелая, платят мало — и люди уходят. Но ведь именно здесь можно увидеть и вырвать первые ростки криминального поведения подростка, направить его на хороший, правильный путь. Иначе подростковая преступность и безнадзорность будут всегда иметь немалую «подпитку».
Без мощной поддержки государства здесь не обойтись. Но затраты окупятся сторицей, когда общество и государство через десяток лет получат не уже полностью сформировавшегося взрослого преступника, а нормального, активного и законопослушного гражданина, способного участвовать во всей многообразной жизни общества.
Кривое дерево можно поправить в молодости, пока нежно и гибко, но не в зрелом возрасте, когда оно сформируется и огрубеет…

Фото с сайта http://www.mediaport.info