Мы сейчас только приближаемся к пониманию того, как это важно, чтобы в судебной практике государства эффективно работала система присяжных заседателей.
И, правда, как хорошо, когда судьбу человека решают не суровые дядьки и тетьки в официальных одеяниях, а простые его сограждане.
С другой стороны, опыт молодых демократий показывает, что нередко присяжные отпускают на волю матерых рецидивистов, лишь потому, что он уж очень жалко просил не наказывать его, т.к. он все осознал, и больше никогда…
А, что показывает опыт более пожилых демократий?
Возьмем, к примеру. Австралию. Там, на днях присяжных застукали за решением кроссвордов прямо во время заседания суда.
Причем, дело рассматривалось серьезное: о хранении и сбыте крупной партии наркотиков. То есть, подсудимым явно светила высшая мера наказания — пожизненное заключение.
И вот, пока Окружной Сиднейский суд заслушивал десятки и десятки свидетелей по данному делу, часть присяжных тихо резалась в «судоку». Или японский кроссворд.
Засек же их за этим делом один из обвиняемых. Его адвокат тут же подал жалобу судье. И тому не оставалось ничего другого, как остановить процесс.
«Застигнутые» оправдывались вяло. И говорили все больше о том, что чрезвычайно трудно было запомнить все факты дела (к тому же, часто весьма противоречивые). А «судоку», как раз, очень помогало сосредоточиться.
Но судья такого безобразия не понял. И приостановил слушания на несколько недель. Пока ситуация с присяжными-кроссвордистами окончательно не разъяснится.
Эксперты же сходятся в одном: скорее всего нерадивых заседателей попросту заменят.