На заседании, в котором в режиме видеоконференции участвовали члены кабмина, акимы, руководители госорганов и нацкомпаний, Президент сообщил, что по итогам 2021 года экономика страны выросла на 4 процента, зато инфляция достигла 8,4 процента, перепрыгнув установленный коридор. Крепко ударили по экономике страны и январские беспорядки. По предварительным оценкам, сумма ущерба бизнесу превысила 100 миллиардов тенге. Выводы сделаны, и теперь, по словам главы государства, среди приоритетных задач – сдерживание инфляции и рост доходов постоянно нищающих казахстанцев.
– Увеличивается количество людей, беднеющих и утопающих в долгах. В настоящее время оклад порядка 1 миллиона граждан не доходит до прожиточного минимума. Это самый худший показатель за последние 10 лет, – констатировал Касым-Жомарт Токаев. – При этом дается пустой прогноз, что средняя заработная плата продолжит расти. Это просто пыль в глаза!
Напомнил Токаев и о слабом кредитовании реальной экономики. С 2017 года, когда в Казахстане начала действовать программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора, на покрытие убытков по проблемным займам этим организациям выделено около 700 миллиардов тенге. Но и после этого кредиты доступнее не стали, хотя профицит высоколиквидных активов банков постоянно растет и составляет уже почти 12 триллионов тенге.
– Эти средства должны работать на экономику, в том числе на развитие адекватных условий бизнеса и ипотечного рынка, – подчеркнул Токаев.
Президент настаивает: каждый потраченный тенге должен давать социально-экономическую отдачу как на уровне отрасли, так и в масштабах страны.
А для этого нужно создать четкую систему оценки. Однако правительство, по словам Касым-Жомарта Токаева, уже более 2 лет не может нормально организовать эту работу. Тянуть резину у чиновников вообще получается куда лучше, чем добиваться результата.
– Слепое следование формальным правилам и процедурам ведет к тому, что процесс довлеет над результатом. Многие годы даются необходимые поручения, эксперты вырабатывают какие-то рекомендации. Но всё это тонет в бюрократическом болоте, саботируется замшелой кастой ретроградов. Поэтому решительной реформы бюджетного планирования так и не произошло. Это как понимать? Неспособность работать по-новому или боязнь потерять рычаги влияния на министерства и акиматы, которые сейчас вынуждены ходить к ним на поклон? Поэтому я даю месяц на выработку сбалансированного решения в русле цифровизации. Я подчеркиваю – в русле цифровизации. Здесь без нее нам очень трудно надеяться на какие-либо положительные результаты, – считает глава государства. Правительство Казахстана снова торопится отработать бюджет
Недоволен он и бюджетной зависимостью акимов всех уровней. 82 процента регионов сейчас дотационные, а это неправильно.
– Это особенности нашей методологии межбюджетных отношений. Акимы постоянно обивают пороги министерств, выпрашивая трансферты общего характера и целевые. Кроме того, многие расходные инициативы центрального уровня решаются в ключе “перекинем на местный бюджет, а акимы разберутся”. Сейчас уже так работать нельзя, – настаивает Президент.
Он поручил разобраться также с бардаком на таможенных границах.
– Это крайне значимая статья для бюджета. Однако на деле всё идет не так гладко. Разница в зеркальной статистике с КНР в 5,7 миллиарда долларов – тому свидетельство. На таможенной границе с Китаем ожидают электронную очередь более 12 тысяч автомобилей. Про незаконные действия уполномоченных экономических операторов я уже говорил. Как они получили такие серьезные преференции со стороны таможенных и иных контролирующих органов? Почему они были полностью выведены из системы управления рисками? На все эти вопросы я жду четкие и полные ответы в 10-дневный срок, – дал указание Президент.
Особой темой на заседании стало развитие агропромышленного комплекса. За последние 5 лет на эти цели было выделено более 2 триллионов тенге, но рост объемов субсидий живительного эффекта на отрасль не оказал.
– Субсидии расхищаются, не доходят до адресатов, используются на не связанные с сельхозпроизводством цели. За последние годы из 960 расследуемых Антикоррупционным агентством преступлений 54 процента были связаны с хищением субсидий. Так, из 80 миллиардов тенге – средств, выделенных на обводнение пастбищ, до 50 процентов ушло на ветер. Стоимость оборудования завышена в 2–3 раза, или средства освоены без фактической поставки оборудования, – перечислил лишь часть проблем Касым-Жомарт Токаев.
Он потребовал навести порядок в этой сфере и поручил также определить предельные размеры сельхозземель для выдачи в одни руки, так как минсельхоз уже разработал проект постановления, позволяющего единолично иметь до 98 тысяч гектаров земли.
– Это выглядит как попытка закрепить текущие непомерные владения людей. То есть зафиксировать их в качестве нормативной базы, – делится выводами Президент.
Он пояснил: государство не против больших земельных участков, но тот, кто их получил, должен нести ответственность за фактическое использование земель.
Токаев обозначил свою позицию и по вопросу субсидирования арендного жилья.
– Отбасы банку и министерству цифровизации нужно создать цифровую платформу, на которой должны зарегистрироваться те, кому положены субсидии, а также сдающие в аренду владельцы недвижимости. Люди, исходя из своих потребностей, смогут выбрать жилье там, где хотят, а не там, где им скажет акимат или застройщик. От государства социально уязвимым категориям граждан будет выплачиваться субсидия в размере 50 процентов от арендной платы. А высвобожденные деньги семейного бюджета будут тратиться на другие нужды: продукты, образование, медицину. Поручаю начать прием заявок по этой системе не позднее 1 мая текущего года, – заявил глава государства.
О проблеме утилизационного сбора Токаев высказался однозначно: все средства будут поступать государству. Осталось определиться с размером ставок, и он сейчас обсуждается.
А руководство НПП “Атамекен” он предупредил, что при реформировании палаты следует сфокусировать ее функционал на поддержке, защите и развитии малого бизнеса. И непременно освободить его от уплаты обязательных членских взносов.
Нур-Султан