Субкультуры разных эпох - Караван
  • $ 477.62
  • 527.67
+10 °C
Алматы
2024 Год
11 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Субкультуры разных эпох

Субкультуры разных эпох

- Ты кто, гот, эмо, ска, или ты ваще гопник? - вопрошало меня среднеполое существо в пестрой одежде, сплошь залепленной круглыми значками.
- Да я просто… нормальный, - смутившись, отвечал я, не понимая существенной разницы между перечисленными понятиями.

  • 20 Июня 2008
  • 7700
Фото - Caravan.kz

Существо презрительно хмыкнуло и, сощурив глаза, отчеканило:
— В наше время нельзя быть вне субкультуры — хоть бы в рэпперы пошел, они тоже ничего, на гота ты откровенно не тянешь, на крайний случай в гламуры иди — это для всех, лишь бы деньги были…
Н-да, — подумал я, — прошло время одинаково одетой и одинаково причесанной молодежи. Вот нас всего-то набралось 12 человек на общую тусовку, а как минимум 4 субкультуры насчитываются: среднеполое, как потом оказалось, все-таки мальчик Леша — это эмо (субкультура на почве любви к определенной музыке, где вокал в теории — особо эмоциональный, я их так и назвал для себя: кричащие мальчики), сосед Серега Васильев — это типичный гопник (чуть ниже уделим особое внимание этой субкультуре за длительность существования), его жена — это, безусловно, нью-эйдж (уверовавшие в эру водолея, возрождение духовности, склонные к эзотерике), ну, а студент (эту категорию саму по себе уже давно пора причислить к субкультурам!) Кира Геннадьев — типичный антифа (собственно, антифашист).
Меня по итогам возникшего спора субкультур отнесли к sXe или Стрэйт-Эйджерам (типа панки, но не принимающие наркотики, разборчивые в связях и т.д.), хотя я бы лучше остался самим собой. Но так уж повелось — «в наше время нельзя быть вне субкультур».
Иногда даже лучше принадлежать как минимум к двум — например, быть гламурным гопником (ведь есть уже пример гламурного падонка, а падонки — отдельная субкультура) или любером-геймером (люберы — субкультура хулиганская, геймеры — любители игр), а еще лучше отаку-риветхедом (отаку — поклонники аниме, риветхеды — любители индустриальной музыки)… Черт сломит язык на этих субкультурах. И откуда же они все взялись!?
Пионер — всем пример!
Собственно «осубкультуривание» — продукт свободы выбора. Во времена моей бурной юно-молодости субкультур было немного: октябренок, пионер и комсомолец, причем представители этих групп вполне могли принадлежать к субкультуре спортсменов и трудяг, а также энтузиастов-БАМовцев, хотя хиппи и рокеры (эти общие понятия музыкальных субкультур теперь разделились на сотни мелких группок — альтернативщики, готы, индии, растаманы, рэйверы…) подпольно существовали уже тогда.
Трудно представить, что деление на многообразие во многом идентичных элементов появилось бы хоть в том же 1988-м в моей школе эстетического воспитания имени Пушкина (№8 в г. Петропавловске): идет по коридору октябренок в розовой с черными полосами школьной форме (розовый и черный — цвета эмо), а навстречу ему бритый налысо (скинхэд) пионер с галстуком, повязанным поверх бедра, и не честь они друг другу отдают, а скрещивают пальцы в «козу» или «рогатку».
Влиться в субкультуру пионер (октябрята не рассматриваются, ибо это лишь процесс подготовки к последующему опионериванию) для каждого советского школьника было делом чести: с трепетом произнеся «перед лицом своих товарищей торжественно клянусь»*, мы будто бы переходили в разряд наиболее честных, организованным, образованных и так далее.
Нет, ничего общего не может быть у пионера ни с одной из современных культур! Между тем, четкие построения, одинаковая одежда, марши, отдача чести (да не поймите меня превратно — имеется ввиду 35-градусный наклон кисти правой руки над головой при встрече пионеров и комсомольцев) — все это по современным мерках движение милитаристов (любителей военного стиля), да собственно и истоки пионерии — в скаутском движении, призванном воспитать будущих партизан, разведчиков, в общем, солдат (скаут в переводе с англ. — разведчик, шпион), которые с детства будут исправно служить интересам старших товарищей — комсомольцев и членов партии. На память сразу приходит шпион, доносчик, партизан и, в общем, отличный пионер — Павлик Морозов.
Кстати о партии. Хотите — верьте, хотите — нет, но партия рабочих и крестьян (пролетариата) — прародитель современной хулиганской субкультуры гопников (представителей маргинальной молодежи, ведущих асоциальный образ жизни; субкультура довольно интересная, рождающая множество ироничных легенд и предубеждений).
Название субкультуры происходит от городского общежития пролетариата, каковое имело место быть в Петрограде в гостинице «Октябрьская» в 20-х годах 20-го века**.
Гопничество, как ни удивительно, удачно ассимилируется в любом обществе, ведь большая часть гопников — парни с рабочих окраин, представители бедных семей, часто малограмотные. Стереотипный внешний вид гопника включает обязательную кепку, костюм из синтетического материала — чаще всего марки «Адидас», реже классические брюки — часто большего размера, обязательным является ношение барсеток или поясных сумок.
Из парадоксов одежды гопничества стоит отметить заправляемые в штаны майки и футболки, а также совмещаемые спортивные штаны с туфлями, либо наоборот — строгие брюки с кроссовками. Кстати, по одной из версий происхождение слова «мусор» (в значении работника милиции) — мы обязаны именно гопникам: уголовное «мусор» является производным от аббревиатуры МУС — Московский уголовный сыск. Именно сотрудников этого полицейского подразделения шпана, собираемая в ГОП, и называла поначалу МУСорами — действительно, таким образом, сравнивая с отбросами, хламом, ненужным сором. ***
Кстати и разговоры, свойственные современным гопникам имеют происхождение чисто пролетарское:
— Ты кто по жизни?
— Я по жизни босяк (ныне заменяемое на пацан, ваще реальный пацан и пр.) — обычный разговор для пролетарской босоты****.
Так что гопники и милитари — никак не могут претендовать на статус новой субкультуры — все это было.
Гламурное никто
Казалось бы другое дело — гламуры и эмо-панки. Не тут то было!
Что есть гламур*****, как не пышность, внешний блеск, лоск, красота или, как снова стало модно говорить — светскость. А не та ли эта светскость, о которой мы читали у Толстого: пышногрудая Элен Безухова, с красивой внешне оболочкой на поверку оказалась пустышкой, бездумной куклой — чем не образ современной светской львицы, о которой кроме того, что она гламурная — больше и сказать-то нечего — не поэт, не художник, не трудяга, не ученый, никто… Зато гламурный, светский!
Гламур, по определению популярного писателя Виктора Пелевина — маскировка, которая нужна для повышения собственного статуса в глазах окружающих: элита, бомонд, богема, светские львы и львицы — это и есть гламуры. К слову сказать «светская львица» как социальное явление — детище 30-х годов 19-го века, когда увлечение балами, великосветскими беседами и прочим достигло максимального размаха. Пустота гламура настолько очевидна, что ее просто нечем прикрыть: воскресенье, передача на ТВ, что-то о мире звезд, журналист берет интервью у одной из гламурщиц, снизу резюме: Ульяна Цейтлина, светская львица, подруга Ксении Собчак! Понятия достаточно громкие, но ничего не значащие — девушка сама по себе, в отдельности от своей подруги — никто. Следует сделать вывод, что гламур не только субкультура, но и социальная прослойка общества, сходная с аристократией в русском дореволюционном социуме.
Что касается культуры эмо, так на ум из прошлого приходит Фаринелли-кастрат (Карло Броски 1705-1782, кастрат-сопранист, который внешне имел и женские и мужские черты) — легендарный певец, от громкого голоса которого эмоциональные женщины падали в обморок. Дебютировавший в 1722 году Фаринелли быстро достиг славы, сравнимой только с музыкальной славой Моцарта. Мода на пение кастратов распространилась настолько, что главы европейских государств вынуждены были запретить кастрирование начинающих певцов законодательно…
Н-да, прямо сказать существование в любой из перечисленных субкультур не прельщает. Ах, да! Забыл: в наше время нельзя быть «вне», создам как я собственную субкультуру — любителей истории. Что? И такая уже есть!? Впрочем, неудивительно…

Сноски:
*интересна редакция первой пионерской клятвы от 1922 года: «Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться!» — своеобразная присяга.
**имеет право на существование версия о Городском Обществе Призрения, где содержались бомжи, бродяги и больные люди, однако, вариант по многим причинам менее вероятный и, естественно, для хулиганской субкультуры более обидный. Версия происхождения слова от «гоп-стоп» не выдерживает критики, ибо выражение появилось уже после возникновения понятия «гопник» и собственно от него и образовано.
***Подобный способ достаточно характерен для «блатного» словообразования: мурками звали сотрудников МУРа соответственно.
**** Современное слово «тусовка» также имеет происхождение «босяцкое»: тусоваться или, что более соответствует жаргону — тасоваться — в первоначальном значении — болтаться без цели (отсюда позднее словоформа потасовка — драка). Кстати, вот факт, Пушкин в юности писал о своем приятеле Михаиле Яковлеве:
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою…
***** glamour, — англ. «чары», «очарование».

Рисунок с сайта http://emokid.org.ua