Как сообщили казахстанские СМИ, это предложение прозвучало на совещании с акимами областей, городов Астана и Алматы по вопросам реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 года.
Аргументация Мусина довольно проста: 18 из 60 вице-министров, ответсекретарей не имеют опыт работы в регионах, а 329 руководителей регионального уровня достигли пенсионного и предпенсионного возраста. Судя по всему, ожидается так называемая ротация более 100 астанинских госслужащих в регионы, и такого же количества региональных чиновников — в Астану.
За испуг — саечку!
Нам с вами не понять, но представить, как опешили региональные акимы, которых собираются отправить в утиль, вполне даже можно. Но больше всего перепугались астанинские чиновники, которым, если даст «добро» президент РК, придется на неопределенное время покинуть теплые (пусть и на севере) насиженные места.
Региональные акимы всегда отличались особенной ментальностью. Так как большинство из них — выросло и жило в регионах — они никогда особо не отождествляли себя с центральными властями. Последние занимаются своими крупными вопросами, мы, акимы — вопросами поменьше, поэтому наши интересы редко вступают в противоречие. Эта самая местечковость и является одним из главных условий относительно стабильного функционирования региональных элит.
Когда же речь заходит об астанинских чиновниках, мы имеем в виду тех, кто родился и вырос в Астане, и теперь занял место согласно существующей в столице иерархической вертикали. У них уже формируется свой астанинский лоск, резко контрастирующий с алматинским. Поэтому столичные чиновники столь ревностно относятся к выходцам из Алматы.
Акимы вообще не хотят никуда уходить, разве что наверх по карьерной лестнице. Чиновники в регионы особо не стремились: чтобы не пропустить удобный и личный, и общественный момент истины, нужно находиться ближе к власти.
Подлил масла в огонь президент Нурсултан Назарбаев. На этом памятном совещании, обращаясь к акимам, он отметил, что «многие молодые специалисты, работники центральных органов с удовольствием сами изъявили желание ехать поработать». «Я хочу всех вас предупредить: очень внимательно к ним отнеситесь, чтобы они там прижились», — подчеркнул глава государства.
Есть отчего впасть в апатию. Речь идет о том, чтобы новоиспеченные чиновники в регионах прижились. Значит, в ближайшей перспективе молодым да ранним придется глотать пыль регионов, и забыть о налаживании связей в столичном истеблишменте.
В устах президента количество госслужащих сразу же уменьшилось. «Направим из центра в регионы 65 государственных служащих, политических и административных, из регионов тоже забираем сюда», — уточнил Назарбаев.
Зачем ротация власти
По большому счету, в Казахстане пытаются возродить старое советское прошлое, когда кадровая работа основывалась, в первую очередь, на рядовом происхождении будущих чиновников (лучше всего рабочий или колхозник), а особо привечали людей из регионов. Конечно, и тогда большая часть чиновников в Москве были постоянными жителями столицы, но на ключевые посты старались подбирать людей с безупречной, желательно, региональной репутацией.
Безусловно, глава администрации президента озвучил не свое собственное предложение, что априори невозможно, а пожелание президента. С помощью ротации глава государства хочет достичь следующих целей:
Во-первых, дать молодым и перспективным столичным чиновникам возможность получить опыт работы в регионах. Видимо, президент чувствует, что астанинские чиновники практически ничего не знают о провинции. Это особенно заметно, когда они выносят на суд общественности инициативы, зачастую абсолютно не учитывая особенностей Казахстана, и людей, регионы населяющих.
Во-вторых, такой всеказахстанский субботник должен отрезвить особенно горячие головы. Долгое сидение в теплых креслах провоцирует их на всевозможные подковерные войны за те или иные должности, на интриги, разбираться в которых никому не хочется и некогда. Работа в провинции проветрит их мозги, даст понять, что кроме столицы и столичных понтов, есть и другой Казахстан. Настоящий.
В-третьих, президента сильно не устраивает то обстоятельство, что на местах власти постепенно скатываются к местечковости. Местечковость сужает кругозор, а стремление региональных властей везде иметь своих людей делает госуправление менее эффективным. Молодую поросль бросают в пекло регионов, чтобы они не только протрезвели от столичной жизни, но и «понюхали пороху». Именно она и будет так называемым барьером, не позволяющим региональные власти скатиться в местечковость.
И опыт — сын ошибок трудных…
Конечно, подобного рода ротации происходят в Казахстане с завидной регулярностью. Так, в ноябре прошлого года Дархан Калетаев с места зампредседателя партии «Нур Отан» пересел в кресло управляющего директора ФНБ «Самрук-Казына». На его место пришел теперь уже бывший аким Карагандинской области Нурлан Нигматулин. А в Караганду перебрался вице-премьер Серик Ахметов.
Нурлан Нигматулин тогда находился в аутсайдерах в рейтинге акимов областей. И тем не менее, считался крепким хозяйственником. В должности акима Карагандинской области — с 2006 года. До этого работал заместителем руководителя администрации президента. Тогда же политологи подчеркнули, что политический расклад в стране от этих перестановок не изменится: просто одну бюрократическую единицу заменят другой.
В большей мере такие кадровые назначения носят профилактический характер. Власти стремятся за счет перетасовки кадров добиться главного: чтобы чиновник не успел пустить корни, обрасти связями, и претендовать на большее, чем заслуживает. Последнее — слишком завышенные амбиции, несоразмерные масштабу личности — это основная проблема, которая решается путем ротации кадров.
Последствия очевидны
Есть все основания утверждать, что астанинские чиновники находятся в полном замешательстве. Сейчас их волнует главный вопрос: было ли предложение Мусина настолько серьезным, что после обсуждения его с премьером Каримом Масимовым, руководителями государственных органов и акимами, ротация будет осуществлена.
Если ответ на вопрос отрицательный, то это очередная попытка казахстанских властей припугнуть столичных чиновников. Мол, будьте всегда начеку, держите свои амбиции при себе.
Такая постановка вопроса может стать последним предупреждением молодым чиновникам, которые, не успев сесть в начальственное кресло, уже возомнили себя чуть ли не полубогами. Любая так называемая «золотая молодежь» нуждается во встряске, чтобы знали, от кого конкретно их карьера зависит, и к каким последствиям может привести переоценка собственных возможностей.
Если ответ на вопрос положительный, и Мусин все же осуществит ротацию, то, астанинским кандидатам остается одно: пытаться во что бы то ни стало остаться в столице, а руководители госорганов будут предлагать кандидатуры молодых чиновников, которых не жалко отправить в регионы. В основном это будут выходцы из других регионов страны, то есть на субботник в провинцию вновь могут уехать сами провинциалы. Тем самым, руководители госорганов могут на вполне законных основаниях избавиться от тех, кто менее всего лоялен.
С другой стороны, акимы областей, районов и других более мелких образований будут составлять так называемые списки «благонадежных». Туда будут пускать, как это всегда было, по знакомству, деньгам и социальному статусу. То есть талантливой региональной молодежи попасть «в обойму» будет весьма сложно, если вообще возможно.
В любом случае, на поверку здравая идея может преобразиться во что-то непотребное. Из Астаны будут выдавливать неугодных, а из провинций — избранных. Хотя «неугодные» вовсе не означает, что в провинцию поедут именно те, кого планировали туда отправить. А прилагательное «избранные» — не синоним слова «достойные»…