Строительству мешает… строительный бум - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Строительству мешает… строительный бум

Строительству мешает… строительный бум

Еще древние греки доказывали невозможность даже для самого быстрого бегуна-атлета догнать черепаху, если только она оказалась чуть впереди человека.

  • 27 Октября 2004
  • 848
Фото - Caravan.kz

Как бы ни старался бегун нагнать ползущее животное, оно хоть не намного, но успевало уползти еще вперед.
По мнению древних греков, такая гонка сводилась к бесконечности. И хотя этот парадокс был успешно разрешен еще математиками той же Древней Греции, в современной жизни он порой проявляется в своем самом неразрешимом варианте.
До нынешнего года вся проектно-сметная документация на строительные работы проводилась в ценах 1991 года. Излишне говорить, насколько сметные стоимости расходились с реальными. Поэтому ПСД всегда отправлялись на государственную экспертизу, проводимую в каждом регионе собственным региональным госпредприятием «Госэкспертиза».
Естественно, одним из главных задач «Госэкспертизы» было доведение смет до цен, существующих на тот момент. Для чего использовался периодически определяемый среднереспубликанский коэффициент перехода от цен 91-го года к текущим. Однако в большинстве случаев даже после проведения госэкспертизы и переоценки ПСД, до реализации строительства проходило еще какое-то время (нередко до года — двух). Отчего установленные в сметах расценки вновь устаревали. Вдобавок, устаревшие статьи практически советских нормативов строительной ПСД не позволяли закладывать в сметы строительные процессы с применением новейших материалов и технологий. Скажем, то же ставшее обыденным понятие «евростандарт», до последнего времени было настоящей головной болью проектировщиков бюджетных объектов, вынужденных порой «подгонять» оформление навесными потолками под статью «штукатурка потолков».
Как большое достижение отмечался тот факт, что с 2004 года Комитет по делам строительства Министерства индустрии и торговли РК внял проблемам строителей, и теперь вся проектно-сметная документация выполняется в ценах 2001 года.
С объявлением государственной программы по строительству и начавшегося строительного бума срок от бумажно-проектной утряски до реального возведения объектов жилищного фонда значительно сократился. Скажем, в Шымкенте уже в этом году, в рекордно короткие сроки практически с нуля были построен многоэтажный жилой дом во вновь заложенном микрорайоне «Нурсат».
Такая скорость также позволила значительно сократить разрыв между проектной и реальной стоимостью строительства.
Но раньше вилка в расхождении смет в основном складывалась из инфляционных процессов тенге (хоть и постоянных, но более менее стабильных и прогнозируемых) и ростом цен на энергоносители, стройматериалы и т.д. Последняя величина, кстати, почему то совершенно не зависит от курса валюты, (то бишь инфляции), имеет тенденцию лишь к увеличению, и совершенно непредсказуема. А потому является для строительства, как процесса вообще долговременного, величиной крайне опасной и определяющей.
Еще в прошлом году, до начала строительного бума, многие подрядные организации считали, что если строить ускоренными темпами, то рост цен на сопутствующие стройки расходы удастся свести к минимуму. Ныне многие строительные фирмы с сожалением констатируют, что «черепашка» вновь успела уползти вперед. Причем, уползает она тем быстрее, чем быстрее двигаются строители. И между обоими факторами возникла прямая зависимость.
Бум строительства вызвал повышенный спрос на строительные материалы. Ожидалось, что в свою очередь это подстегнет региональный производственный сектор, занятый выпуском цемента, железобетонных плит, кирпича, строительных блоков и т.д.
В Шымкенте еще с советских времен остались огромные заводы по производству цемента, шифера, железобетонных и асбестоцементных конструкций. Предполагалось, что благодаря спросу, гигантам удастся возобновить свое производство до прежних мощностей, что в свою очередь приведет к удешевлению материалов. Но на деле вышло все с точностью наоборот.
По данным статуправления ЮКО, только за последние полгода динамика роста цен на основные стройматериалы оказалась рекордной за все последнее десятилетие. Так, цемент в ЮКО подорожал за последние 6 месяцев в среднем на 19 %, стекло — почти на 25 %, кафель и краски до 2 %. Причем подорожание идет буквально по дням. Здесь уже никакая госэкспертиза, и ни какие индексы роста цен ничего сделать не могут.
Регулировать рост цен на стройматериалы не в состоянии и антимонопольное ведомство — как таковой монополии на производство тех или иных видов материалов нет ни у одного производственника. О ценовом сговоре между производителями вообще никто не заикается — нашему антимонопольному ведомству разобраться бы с ситуацией на рынке бензина и ГСМ. Здесь, как считают руководители подрядных организаций, скорее всего и нет ценового сговора. Просто законы рынка сыграли злую шутку: инициированная государством программа строительства и выделенные на это немалые бюджетные средства, на местах перешли в обычный чиновничий ажиотаж. Этим умело, и без всякого сговора, воспользовались региональные производители стройматериалов, повышая цену на свой товар практически безо всякого обоснования.