Типичные проблемы: дома начинают возводить без разрешительных документов, средства дольщиков привлекают, минуя законы и правила, а жилье сдается с таким качеством, будто СНиПов никто в глаза не видел.
Ключи с “довеском”
Едва вселившись в новую квартиру, новоселы быстро теряют радостный настрой. Обнаруживается, что из розеток и оконных рам дует ветер, что на полу нет стяжки, что после дождя по стенам текут ручьи, не работает лифт. То, что в доме нет гидроизоляции и вентиляции, жильцы узнают чуть позднее – по запахам и плесени. Спустя время ползут и трещины по стенам, в подъездах рушатся ступени. Вот одна из характерных и свежих жалоб от жильцов ЖК “Нурай” на сайте городского акимата: “…В доме нет вентиляции, разные (невозможные, включая канализационные) запахи распространяются на всю квартиру. КСК ответил, что в доме нет вентиляции, что виноват застройщик. Проблема в горячей воде. Как объяснили в КСК, не хватает мощностей насосов… Когда идет дождь, территорию околоквартирных площадок топит сверху, с крыши… Рядом находятся электросчетчики и может произойти замыкание…”.
Обращение не осталось незамеченным в акимате. Последовал ответ: “Было проведено рабочее совещание с директором обслуживающей организации ИП “Нурай” по вопросам, изложенным в обращении… По результатам совещания директор ИП предоставила гарантийное письмо, где обязуется составить дефектный акт и смету расходов на капитальный ремонт указанного дома и организовать общее собрание собственников квартир и помещений для ее утверждения”.
А самим жильцам: “Собственники помещений (квартир) обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества объекта кондоминиума”.
Получается, жильцы должны дать согласие на капитальный ремонт дома за свои же деньги, пусть и на кредитной основе. Застройщика, сэкономившего на качестве, никто уже не тревожит – мол, гарантийный срок, в который он должен был устранить недоделки, закончен.
В таком положении жильцы не только этого комплекса, в других также есть жалобы. В ЖК “Кахарман” – ни вентиляции, ни системы пожаротушения. В доме № 10 по улице Жубанова из-за ошибок строителей – постоянные порывы канализационной трубы со всеми вытекающими последствиями. Таких примеров можно привести массу.
Разумеется, все задаются вопросом: как же государственная комиссия подписывала акт о приемке домов с такими недоделками? Кто контролирует ход работ?
Парадокс: контроль есть, качества нет
О том, кто и как ведет контроль за качеством строительства, мы попросили рассказать начальника управления архитектурно-строительного контроля комитета по делам строительства и ЖКХ Арнольда ЛИ.
– Такой контроль осуществляет технический и авторский надзор. Это эксперты (частные. – Ред.), которые имеют соответствующий аттестат. Их может пригласить любой заказчик, застройщик. Мы, как уполномоченный орган, настаиваем на том, чтобы технадзор постоянно присутствовал на строительной площадке, осуществляя контроль за деятельностью подрядчика на всех этапах техпроцесса. Договор на осуществление технического надзора заключают эксперт и заказчик строительства.
– А может подрядчик “договориться” с экспертом?
– Да, бывает такое. Чаще всего это происходит на стадии подписания акта выполненных работ, где идет несоответствие проектных объемов реально выполненным или вовсе не исполненным.
К слову, хоть с 1 января 2015 года законом и предусмотрена персональная ответственность экспертов, вплоть до уголовной, по сути, никто ни за что в конечном итоге пока не ответил.
Согласился Арнольд Анатольевич и с тем, что существует проблема при проведении тендеров, на которых выбираются эксперты для ведения контроля за ходом строительства. Болезнь демпингования не обошла эту сферу. В управлении есть данные, когда технадзор на крупных объектах экспертные фирмы берутся осуществлять и за 30 тысяч, и даже за 1(!) тенге. Можно лишь догадываться, каким такой надзор окажется в итоге. Сейчас, впрочем, вносятся изменения в правила проведения конкурсов – предлагаемая стоимость услуг может варьироваться лишь в пределах 5 процентов.
Все в одном флаконе
– Пока не начнет действовать общественный контроль со стороны потребителей, качества строительства не будет, – убежден председатель общественного объединения по защите прав потребителей “Общественный защитник” Виктор СЫЗДЫКОВ. – Те же дольщики могли бы организоваться. Наша общественная организация выходила с таким предложением, но поддержки со стороны министерства не встретила. Мол, здесь нужны специалисты, а не общественники. Но это, считаю, отговорка. Призывал же Президент не свойственные государству функции смело передавать в общественный сектор. Будущие жильцы, например, сбросятся по две тысячи тенге и такого специалиста найдут со знанием всех законов и СНиПов, что он дневать и ночевать на стройплощадке будет!
– Абсолютно верное решение, – поддерживает идею независимый эксперт Владимир ЮРЕВИЧ. – Жильцы вправе, на мой взгляд, участвовать и в закупе качественных материалов. Даже участие на стадии проектирования не исключено. А так ведь люди “кота в мешке” покупают.
Есть, по мнению специалистов, еще одна проблема: и строительство, и контроль за его качеством находятся “под крылом” одного министерства – национальной экономики, и одного комитета – по делам строительства и ЖКХ.
Астана