“Казселезащита” обиделась…
Когда специалист “Казгидромета” Борис СТЕПАНОВ рассказал нам о потенциальной угрозе для Алматы, которую таит в себе моренное озеро, мы стали бить тревогу. Ученый предоставил нам информацию, буквально взорвавшую общественное мнение. Он не просто теоретик, он признанный практик в области селезащиты. Бориса Степанова возмущало бездействие “Казселезащиты”. Сотрудники же этого ведомства, похоже, приняли наше беспокойство о безопасности города как личное неприятие другого мнения. Как иначе воспринимать то, что главный специалист “Казселезащиты” Вадим Виноходов бросает трубку и не намерен давать никакой информации?
Между тем нам известно, что после наших публикаций работники “Казселезащиты” поднялись к озеру и провели какие-то работы. Результаты они, похоже, не хотят придавать огласке. Но ведь их ответа ждут полтора миллиона жителей Алматы!
Узнать информацию удалось лишь в МЧС. Там сообщили, что размеры озера уменьшились. Нас пригласили на облет, организованный МЧС. Действительно, зритель из нас хороший – кроме красоты гор, мы, неспециалисты, ничего и не заметили… И все-таки Борис Степанов получил доступ к последним сведениям по озеру – мы поделились снимками, сделанными во время облета. Взглянув на фото, ученый сообщил, что не разделяет мнения экспертов, которые твердо уверены, что город в безопасности.
Где накапливается вода?
– Для нас полезными оказались фотоснимки озера, предоставленные редакцией “Каравана”. Из них следует, что с момента, когда озеро покрылось тонким слоем льда, за относительно короткое время его уровень понизился на 2–3 метра, – говорит Борис Степанов. – В предшествующие годы понижение не превышало одного метра. Это очень серьезный симптом: ведь куда-то исчезли 40–50 тысяч кубометров воды! Во льдах может быть укрыто еще одно озеро, поскольку никаких выходов подземных вод на фронтальной части морены не наблюдается. Почти вся вода накапливается в рыхлообломочных породах морены. При прорыве озера пропитанные водой породы могут сдвинуться и превратиться в сель… Сумеет ли плотина на Медеу задержать его – большой вопрос. Я слышал, как замначальника департамента по ЧС Алматы Юрий Ильин в интервью сказал, что город надежно защищают плотины в урочищах Мынжилки и Медеу. Но плотина в Мынжилках возведена для задержания водных паводков, образующихся при прорыве поверхностных и подземных водоемов. Ее вместимость – небольшая. В случае переполнения сама плотина становится частью селя…
Напомню также, что еще в 1997 году “Казселезащита” докладывала правительству о том, что при определенных ситуациях катастрофическое опорожнение озера №6 может привести к прорыву плотины в урочище Медеу… Сейчас объем озера в полтора раза больше. О какой надежной защите может идти речь?!
Город ждет достоверной информации
Пока ученые не могут прийти к единому мнению, жители города выдвигают свои версии, а альпинисты и любители гор, видевшие это озеро, делятся впечатлениями. Статья “Каравана” уже несколько недель обсуждается на ведущих сайтах и форумах страны. Вот что рассказали об озере №6 альпинисты на “блоге алматинцев” (www.alatoday.info): “Ледник и озеро несут огромную опасность. Ледник интенсивно тает… Из озера вытекает небольшая речка. Специалисты не могут понять, куда эта речка потом исчезает. Вода может уходить внутрь ледника и фиксироваться в некоем природном резервуаре…”.
А это уже комментарий с сайта www.zakon.kz: “Часто там ходил, это выше Альпинграда. С ледника Маншук Маметовой вода, не прекращаясь, порой в два небольших водопада, сбрасывается в этот водоем. Даже под плотиной между камнями слышится журчание воды – значит, она сама находит путь. А если вода резко пробьет себе проход? Уклон подъема на Альпинград очень приличный – градусов 50–55, высота – около 700 метров, так что да, озеро таит в себе неимоверно огромную силу…”
Наш читатель Кадыр на сайте www.caravan.kz сделал предложение: “Я – бывший алматинец, сейчас живу в Канаде и США. Мое мнение: не надо алматинцам ждать решения акима, а самим надо организовать народный штаб из ученых, специалистов, привлечь инициативных и энергичных людей. Надо помочь городу – помогу…”
Власти услышали людей и даже подняли вопрос в правительстве. Но каков будет результат? Самый опасный период – лето, когда начнет таять тот самый лед, который пока сковал озеро и сделал его на время безопасным… Жители города ждут достоверной и полной информации!
Александра МЫСКИНА