Однако, даже принимая эту позицию, необходимо признать, что определяющими в возникновении переворота и беспорядков, являлись внутренние факторы и причины, — заявила на круглом столе в Казахстанском Институте стратегических исследований при Президенте РК Ирина Черных, эксперт Института политических решений.
За то время, которое прошло в Кыргызстане с «тюльпановой революции», в стране так и не были решены вопросы управления населением. Например, фактор повышения жилищно-коммунальных тарифов не решался с учетом состояния населения: понятно, что их рост был необходим, но реакция граждан Кыргызстана не была просчитана.
Также не принималась во внимание возможная реакция со стороны народа на привлечение в институты власти ближайших кровных родственников, прежде всего, Максима Бакиева, возглавившего Центральное агентство Кыргызской Республики по развитию, инвестициям и инновациям. Ситуация, считает г-жа Черных, также усугублялась отсутствием профессионализма в управлении и воли принимать ответственные решения.
То, что ситуация противостояния юга и севера Кыргызстана во время недавних событий разрешилась без острого конфликта и кровопролития, стало заслугой глав государств ОДКБ, заявил присутствовавший на круглом столе Николай Бордюжа, Генеральный Секретарь Организации Договора Коллективной безопасности (ОДКБ). Эта работа не афишировалась, она велась. Группа секретариата ОДКБ сразу появилась в Кыргызстане, когда там начались погромы. Она установила контакт с действующим председателем ОБСЕ и вместе координировали работу с делегацией ЕС и ООН, вырабатывая единые подходы по оценке ситуации в Кыргызстане.
Видимо, именно из-за того, что такая работа ОДКБ не афишируется, сама функциональность Организации время от времени ставится экспертами под вопрос. Так получилось и на этот раз, в адрес ОДКБ было высказано пожелание наконец-то превратиться из виртуальной в реальную. Г-н Бордюжа вынужден был спорить с таким взглядом.
— Мы практическими делами занимаемся достаточно активно, в том числе, во внешнеполитической деятельности. На нашем счету много реальных акций, которые осуществлялись в ООН, в ОБСЕ, в защиту тех или иных интересов наших союзников. Что касается Казахстана в этом плане, то можно сказать об очень активной работе по председательствованию в ОБСЕ. Оно ведь не далось так просто, как само собой разумеющееся, — заявил г-н Бордюжа.
Но как же быть с принципиальным тезисом работы ОДКБ — что Организация не вмешивается по своему статусу во внутренние дела государств-членов? Однако ситуация в Киргизии уже представляет угрозу соседним странам, входящим в Организацию. Может быть, стоит пересмотреть базовые установки работы ОДКБ, чтобы в таких кризисных ситуациях она могла оградить своих членов от угроз? На это г-н Бордюжа заявил:
— Вся деятельность ОДКБ направлена на то, чтобы создать потенциал реагирования на кризисные ситуации. Для этого у нас есть и военные группировки, созданы по инициативе наших президентов коллективные силы оперативного реагирования, есть миротворческий потенциал. И все это, в тех или иных случаях, может быть задействовано, когда такой шаг будет действительно политически оправдан. Что касается Кыргызстана, то мы исходим из того, что происходящее там — внутреннее дело страны, и внешнего вмешательства в то, что произошло, не было. Сами кыргызстанцы должны определиться с системой власти, обеспечить там порядок и соблюдение демократических норм. Хотя, мы сознаем, что происходящие там процессы действительно влияют на безопасность и граждан, и экономики страны. В этой связи предпринимались усилия лидерами стран ОДКБ, в частности, президентом Казахстана, президентом и премьер-министром России, чтобы эту ситуацию нормализовать, не довести до гражданской войны.
Данные усилия дали свои плоды. Однако, характеризуя нынешнюю ситуацию там, генсек ОДКБ признал, что она остается сложной: сохраняются проблемы нестабильности власти, нестабильности правоохранительных структур, активизации криминала, попыток передела собственности, давления на бизнес. И г-н Бордюжа особо подчеркнул, что очень надеется, что та деятельность, которую сейчас ведет Временное правительство, позволят провести выборы в парламент и в высшие органы власти.
Участвовавшие в круглом столе эксперты отмечали, что именно вопросы внутренней безопасности становятся принципиально важными для стран Центральной Азии, что показали и события в Кыргызстане последних пяти лет, и Андижанские события весны 2005 года. Что же может предложить в этой связи ОДКБ, если Организация призвана обеспечивать коллективную безопасность от внешних угроз?
— Я считаю, что наши государства не смогут отмахнуться от участия в нормализации обстановки в Кыргызстане. Другое дело, что это не должно включать в себя силовые элементы, — заявил г-н Бордюжа.
Как же тогда расценить отправку в Кыргызстан ста пятидесяти российских десантников, произошедшую во время пика беспорядков в республике? Генсек ОДКБ объяснил такой шаг необходимостью усиления охраны российской авиабазы: на ней находятся самолеты, каждый из которых ценой в десятки миллионов долларов и соответствующее вооружение.
Михаил Плисюк, исполнительный директор Института ОДКБ, представил свое видение направлений деятельности Организации, которая, не смотря на сомнения у некоторых экспертов, обладает большим ресурсом:
— ОДКБ выступает не только в качестве военно-политического блока, но и универсального механизма, который уже приступил к решению целого ряда задач в информационной безопасности, противодействию наркотрафику, трансграничной преступности.