Страны счастливого детства - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Страны счастливого детства

Страны счастливого детства

Действительно ли в странах Скандинавии создан рай на земле? Собственный корреспондент нашей газеты Сергей ЗОЛОВКИН проверял это на месте.

  • 22 Августа 2008
  • 1247
Фото - Caravan.kz

В самом популярном парке Осло, украшенном сотнями скульптур знаменитого зодчего Густава Вигеланда, можно встретить гостей из любых уголков планеты. Правда, бывшая алматинка Айгуль уже лет пять считает себя не гостьей, а местной жительницей. Это новоявленная гражданка Норвегии воспользовалась погожим деньком для прогулки с парочкой близняшек и старшей дочкой.

У Сандры – тоже трое. Но Олаф и Конрад остались с отцом мыть машину, а огненно-рыжий, подвижный, как ртуть, Магнус все время норовил ускользнуть из поля зрения мамы.

Айгуль и Сандра замужем за братьями. Младший из этих рослых блондинов по служебной надобности оказался в Казахстане. Где и влюбился с первого взгляда в очаровательную выпускницу университета…

Теперь счастливая пара планирует рождение уже четвертого ребенка. Особых колебаний при этом не испытывая.

Когда мама-одиночка не одинока

Относительно недавно теперь уже бывший премьер-министр Йенс Стольтенберг начал свое новогоднее обращение к народу с поздравления норвежских женщин, установивших, оказывается, рекорд деторождаемости в Западной Европе.

Действительно, население суровой, но поразительно красивой страны растет завидными темпами. Согласно первой переписи, состоявшейся в 1769 году, количество норвежцев едва переваливало за 700 тысяч. К 1825 году оно приблизилось к миллиону. А через 70 лет, несмотря на 700 000 эмигрировавших в Америку, практически удвоилось.

Сейчас в стране фьордов более 4,5 миллиона человек. Здесь очень низкая детская смертность и самое главное – тщательно продуманная, щедро простимулированная демографическая политика.

Айгуль и Сандра пояснили, в частности, что согласно “Национальному акту страхования” 52-летней давности каждая норвежская мама имеет право на годовое пособие по уходу за ребенком в полном объеме прежней зарплаты. Одной из самых высоких в мире, кстати.

Потом еще 52 недели можно сидеть дома с ребенком, получая 80% от пособия. А когда рожает безработная, ей от государства для начала полагается одноразовая помощь в размере 32 138 норвежских крон – это примерно 4 тысячи евро.

Кстати, муж Айгуль Норман тоже воспользовался 14-дневным послеродовым отпуском. Этот преуспевающий аудитор мог бы ухаживать за своими близнецами еще 14 недель, ведь правительственное постановление от 1977 года предусматривает и такой вариант. Но тогда Айгуль пришлось бы вернуться к прилавку в цветочном магазине. Что для семьи было бы невыгодно.

– Доходы от нефти и рыбы государство расходует таким образом, что норвежские женщины даже в одиночку могут безбоязненно воспитывать по два-три ребенка, – не без гордости подчеркнула Сандра. Кстати, переехавшая в Осло из Новой Зеландии.

Быстрее – выгодней

В Швеции тоже действует эффективная программа, побуждающая сокращать время между рождениями детей. Там она называется “премиальные за скорость”. Сущность мощного стимула такова: если после родов очередная беременность наступает не позже двух лет, будет опять выплачиваться пособие, равное прежней зарплате. Даже если женщина в этот раз не проработала и дня.

Столь солидная финансовая и моральная государственная поддержка настолько расширила в Скандинавии границы независимости слабой половины человечества, что множество представителей сильного пола стали коротать свой век в одиночестве. Потому мужья по малейшему поводу могут получить от жен развод.

Не случайно ведь по количеству брошенных мужей, покончивших самоубийством, благополучнейшая Швеция занимает лидирующее положение в мире.

Наша Маша с китайским акцентом

На главной датской площади Радхузплатцен безо всякого на то разрешения торгует забавными танцующими коровками меланхоличная представительница племени навахо по прозвищу Молчаливый утес. Маме весь день помогает ее дочка, не достигшая еще и пяти лет.

Факт для самой благополучной страны на планете можно назвать вопиющим. Но пока на нелегальную эмигрантку из Невады власти Копенгагена смотрят довольно снисходительно. Ведь малышка не достигла тех семи лет, за которыми начинается обязательное здесь среднее образование. Что же до детских садов и яслей, то по всей Скандинавии это дело сугубо добровольное. Хотя для будущего детишек крайне полезное: с младых ногтей здесь начинают прививать вкус к искусству, грамоте, природе…

Недаром же методику работы дошкольных учреждений Норвегии, Дании и Щвеции старательно изучают педагоги многих стран. Татьяне Дербеневой, дипломированной специалистке из Москвы, удалось устроиться в Дании лишь помощницей воспитательницы – настолько высок здесь конкурс. Пришлось быть на подхвате сразу в нескольких дошкольных учреждениях – осуществлять контроль и сопровождение во время прогулок. По местным же нормативам один взрослый может присматривать только за шестью подопечными детсадовского возраста, и не больше.

Как вспоминает теперь Татьяна в специализированном журнале “Обруч”, более всего ее впечатлила пятилетняя Маша. Девочка просила воспитательниц разговаривать с ней… на китайском языке. Малышке он нравился куда больше не менее знакомых русского, английского, датского… Потому что родители Маши до переезда в Копенгаген работали программистами в Сингапуре. А там за ребенком ухаживала няня-китаянка.

Такой интернационализм, можно даже сказать, космополитизм в действии, сочетается в скандинавских ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях) с истовой толерантностью и рафинированным демократизмом. Бывает так, что местная малышня даже учит взрослых.

– После одной особо нелепой речевой ошибки милая девочка из группы тактично поправила меня, – вспоминает Татьяна Дербенева. – Поблагодарив ее, я попросила и в дальнейшем корректировать ошибки. И моя малолетняя наставница принялась исправлять чуть ли не каждое мое слово. Немало подвигнув меня на изучение нового языка…

При подчеркнутой уважительности к малолеткам скандинавские педагоги стараются не разделять своих воспитанников по возрастным группам. В одной песочнице здесь умудряются уживаться и пятилетние озорники, и едва начинающие ходить карапузы. Понятно, что без конфликтов все равно не обходится.

– Однажды во время прогулки две девочки примостились прямо на лавочке в парке вздремнуть, – подчеркивает Татьяна Дербенева. – Накрыла я их прихваченным пледом, но один мальчуган все пытался его сдернуть. Тогда я стала объяснять задире, что чувства других людей нужно уважать, что навряд ли ему понравилось бы, если кто-то стал бы относиться к нему подобным неучтивым образом.

Однако не привыкший даже к мягким порицаниям ребенок оглушительно заревел. Немедленно подскочила старшая воспитательница и сделала россиянке выговор: независимо от того, прав ребенок или нет, он не должен плакать и расстраиваться.

Столь бесконфликтная метода весьма напоминает японскую, но является типичной и для скандинавского мира. Здесь ребенок дошкольного возраста – царь и бог. Не случайно ведь на одном из приложенных к очерку фотоснимков обычную детсадовскую группу привели на прогулку во внутренний дворик действующего дворца. Пикник был устроен прямо под окнами рабочего кабинета датской королевы Маргариты. Но в Норвегии или Швеции такие визиты – весьма распространенное явление.

Выезды детсадовских групп в музеи, парки и даже за город настолько здесь распространены, что сформировалась даже целая сеть специализированных фирм, обеспеченных автобусами с сиденьями повышенной безопасности.

Все это, как и многое другое, конечно же, стоит денег. Но вовсе не за счет одних только родителей.

Под собою чуя страну

Шведы чуть ли не в Конституции записали: “Каждый ребенок имеет право на достойное место в детском саду”. Делятся они здесь на коммунальные и частные. При этом действует система денежной компенсации отказавшимся от услуг муниципальных детсадов. Государственные пособия в размере стоимости за место в коммунальном детсадике (3657 норвежских крон) выплачиваются ежемесячно и не облагаются налогом.

В Скандинавии больше половины родителей не пренебрегают помощью из казны. Выбирая при этом “частников”. Приватные детские садики также имеют право на субсидии. Главное, чтобы прошли аттестацию и получили лицензию.

Размер же государственной помощи пропорционален количеству посещающих такой садик ребятишек. Зачастую солидные взносы даже в частные детсады приходят от местных муниципалитетов. Пропорция в среднем получается такая: государство покрывает 40% всех затрат, еще 30% – за местной властью, оставшееся доплачивается родителями. Причем вклад их может выражаться и в “натуральной” форме.

Дошкольным педагогам из наших краев довелось как-то наблюдать в Копенгагене, как вся детсадовская группа собиралась в гости к одной из родительниц. У мамочки выдался свободный день, и она с помощью дочки организовала в своем особняке коллективный обед с чаепитием.

Как отметили потом специалисты, получилась чрезвычайно полезная сюжетно-ролевая игра “Поход в гости и прием гостей”.

У скандинавской малышни подобные “уроки жизни” проходят чуть ли не каждую неделю. В самом центре Стокгольма, у памятника Георгию-Победоносцу, вашему корреспонденту довелось наблюдать, с каким увлечением и мастерством старшую дошкольную группу знакомили с историческими этапами развития отчизны. Получилось подлинное шоу, вызвавшее не только аплодисменты многочисленных зевак-туристов, но и белую зависть у автора этих строк. Ведь только таким долгим, кропотливым, трудозатратным и весьма дорогостоящим путем государство в состоянии вырастить подлинных патриотов. Что же до “духоподъемных” лозунгов, транспарантов и прочих агитационных призывов, то их в Норвегии ли, Дании ли, Швеции ли встретить практически невозможно.

Фото Эммы ЧАЗОВОЙ-ЗОЛОВКИНОЙ

Копенгаген – Стокгольм – Осло

Сергей ЗОЛОВКИН