На конец января 2019 года средства Национального фонда РК составили 25,2 триллиона тенге, увеличившись за год на 10,8 процента. При этом по сравнению с прошлым месяцем средства Нацфонда снизились на незначительные 0,6 процента.
Согласно данным Finprom.kz, основной причиной снижения стало значительное превышение расходов фонда над доходами — на 144,8 миллиарда тенге.
Но насколько критична такая разница между расходами и доходами Нацфонда? Чем она обусловлена? И насколько значительно повлияют смена правительства, реорганизация министерств и кадровые перестановки на структуру работы органа в ближайшем будущем? На эти вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил российский эксперт и шеф-аналитик ГК "ТелеТрейд" Петр ПУШКАРЕВ.
— Сумма текущего дефицита (разница между расходами и доходами) в 144,8 миллиарда тенге совсем не критична ни с какой точки зрения, она составляет всего 0,57 процента от общей суммы всех накопленных в Нацфонде средств, — отметил в начале беседы г-н Пушкарев. — И это лишь сравнительно небольшая часть от происшедшего за год прироста средств Нацфонда. Такой прирост денег Нацфонда по сравнению с январём прошлого года составляет более 10 процентов.
В первую очередь, по словам аналитика, это связано со статьями доходов от сырьевого экспорта, а рост расходов — очевидно, с частичным использованием всё же средств Нацфонда на нужды экономики. Однако вполне возможно, что за счёт колебаний курса доллара к тенге произошла формальная "усадка", ведь большая часть резервов — валютная, и при пересчите в тенге эта сумма запасов может заметно изменяться.
— Но страна вполне может позволить сейчас себе потратить и более весомые суммы. И, как мы знаем, по решению Президента Нурсултана Назарбаева из Нацфонда в ближайшее время будет выделено намного больше: 1,35 триллиона тенге. Выделены эти деньги будут целевым образом, на повышение благосостояния людей, жителей Казахстана. А совокупно со средствами бюджета всего за три года выделено будет 2 триллиона тенге. "Кубышка" Нацфонда существует, в принципе, не только для того, чтобы её пополнять: за год она приросла на 10,2 процента, а теперь примерно половину от этого прироста, то есть порядка 5 процентов от всех накопленных в "кубышке" Нацфонда денег, решено оттуда достать и потратить на социальные нужды. Этот шаг по суммам, разумеется, намного более серьёзен, и по сравнению с ним не стоит даже обращать внимание на колебания средств Нацфонда в пределах долей процента, — сказал Пушкарев.
Эксперт добавил, что эти средства помогут семьям с непростым материальным положением прежде всего в том случае, если поддержка нуждающимся группам населения будет оказана адресная и если только деньги не осядут у различного рода финансовых посредников. Это может быть прямая материальная помощь, а также льготы, плюс стимулирование ипотеки под самый минимальный процент для тех семей, кто более всего в этом нуждается, плюс на постройку более доступного по цене арендного жилья в рамках госпрограммы. Естественно, львиная доля денег пойдёт на прямое увеличение зарплат бюджетникам, на здравоохранение и детские пособия, возможно, работникам исполнительных органов власти в малых городах и на селе, в аулах, на реконструкцию некоторых дорог.
— Повлияют ли недавние перемены во внутриполитической жизни Казахстана на структуру работы Нацфонда в ближайшем будущем?
— Я не исключал бы, что со сменой правительства, чтобы поддержать новый курс, Президентом могут быть предложены и намного более радикальные меры, включая и ещё более существенные расходы, так же адресно на цели развития экономики, на стимулирование отдельных экономических проектов или в целом на стимулы для малого и среднего бизнеса, на рост товарооборотов — например, на поддержку несырьевого, технологичного экспорта. И это будет оправданно. Ведь, как известно, одни лишь только меры экономии нигде ещё в мире к подъёму, тем более к быстрому подъёму, не приводили, — ответил аналитик.
Также наш собеседник добавил, что Международный валютный фонд регулярно давал и дает самым разным странам рецепты исключительной экономии, поддержания низкого уровня бюджетного дефицита по отношению к ВВП страны. Но практически во всех случаях это приводило к консервации застоя в экономике или к усугублению экономических проблем.
— С другой стороны, США решили задачу выхода из рецессии, из кризиса после 2008 года, по сути, залив свою финансовую систему необеспеченными деньгами. Такого Казахстан себе позволить не может, поскольку резервную мировую валюту никто из нас не печатает. Но, во всяком случае, позволить себе использовать часть честно накопленных средств из собственных резервов на цели прямого развития — это Казахстан, конечно, может. И это будет оправданно даже в том случае, если окажет небольшое дополнительное давление на цены и на валютный курс.
Хотя на практике, если целевые меры будут хорошо продуманы и будет заранее понятна не просто общая сумма экономических мер, а куда именно направляются какие суммы и зачем, не просто в какие сектора, а под создание каких предприятий, или под такие-то дотации национальным производителям, или под налоговые льготы, то эти меры роста инфляции сами по себе не вызовут, а лишь снизят производственные издержки, или уменьшат необходимый объём капиталовложений от бизнеса, от госпредприятий, подпитают так называемые "точки роста". В то же время перевод существенных валютных сумм из Нацфонда в тенге на эти цели может на короткое время даже привести к снижению курса доллара по отношению к тенге. С другой стороны, рост зарплат и социальных выплат, скорее всего, потребует и небольшого роста импорта для закупки товаров повседневного спроса, а значит, на эти цели может потребоваться валюта, и это окажет на валютный курс в итоге слабо повышающее воздействие. Но существенного и надолго влияния на внутренний валютный рынок, на курс и на цены быть со стороны всех этих механизмов не должно, ведь это не эмиссия денег, эти деньги никто не "печатает", а использоваться будет часть запасов. А дополнительно сэкономить, привлечь средства можно за счёт выстраивания более конкурентной системы госзакупок, отказа от слишком дорогостоящих и долгоиграющих проектов, за счет таможенных поступлений от торговли с Китаем и другими партнёрами Казахстана по Центральной Азии, — резюмировал Петр Пушкарев.