Страна - на распродажу? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Страна - на распродажу?

Страна - на распродажу?

Роль удачливого купца мы освоили довольно быстро. На внешнем рынке Казахстан уже давно известен как экспортер нефти, газа, черных и цветных металлов.

  • 6 Ноября 2002
  • 983
Фото - Caravan.kz

Но теперь мы приходим к пониманию, что наш экспортный потенциал не использован до конца и далеко не все рынки сбыта нами освоены.
Стенания по поводу того, что мы продаем сырье, а взамен ввозим в страну исключительно ширпотреб, оправданы. Если проанализировать, говоря языком экономистов, товарную структуру экспорта и импорта, то картина получается красноречивой. Более половины объема всего экспорта занимают минеральные продукты.
Далее идут неблагородные металлы и изделия из них (примерно четверть). В гораздо меньших объемах мы экспортируем продовольственные товары и сырье для их производств, химическую продукцию, пластмассы, каучук, машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты (этого добра и самим не хватает!). Между тем республика остро нуждается — раз покупаем это на валюту! — те же самые машины, оборудование и приборы. На продовольствие и ширпотреб приходится по 10 процентов, что не так уж и мало.
Внешнеторговый оборот республики растет из года в год. Это отрадно. Потому что даже школьник знает, что торговля — двигатель прогресса. Однако только в последние годы стало складываться положительное сальдо. То есть, мы все-таки стали продавать больше, чем покупать. Например, в 2001 году экспорт Казахстана составил 9,3 миллиарда долларов, а импорт — 8,5 миллиарда. Это при том, что экспорт из-за снижения мирового спроса на сырьевые товары несколько уменьшился, а импорт, наоборот, подскочил на 23 с лишним процента!
Россия — наш давний и стратегический партнер. Волей истории оказавшись с ней в одной упряжке, мы и после распада единого государства следуем с ней вместе. Доля России и в экспорте и в импорте Казахстана весьма внушительная. Правда, покупаем мы у соседа все-таки больше, чем продаем ему.
А кроме России мы очень активно торгуем с Европейским Союзом. И международные эксперты предполагают, что постепенно для Казахстана региональная торговля будет сокращаться в пользу более далеких рынков. Конечно, торговать на евро и доллары гораздо выгоднее, чем на бартер, взаимозачеты и рубли… Тем более, что запас интереса европейских стран к нашей продукции имеется. Не исключено, что мы вполне можем занять нишу по черной икре (долгая процедура согласований в ЕС завершена и Казахстан в октябре все-таки был включен в список стран-экспортеров рыбной продукции в страны ЕС). На европейском рынке вполне может пользоваться спросом наше мясо и мясная продукция (кто, например, может предлагать высококачественную конину, если не мы?)- вот только осталось навести порядок с ветконтролем, чтобы невзначай не пострадала репутация.
Экспорт — наше благо?
Между тем правительство высказывает заинтересованность в косвенном регулировании экспорта товаров. В этих целях оно разработало и после согласования с ответственными министерствами и ведомствами одобрило концепцию. Теперь реальный сектор экономики должен выдержать структурную перестройку с тем, чтобы как можно активнее создавались экспортоориентированные производства.
Возможно, в рамках этой программы будут снижены ставки таможенных пошлин на импортируемые сырье и компоненты для производства конечной продукции. Это с одной стороны. А с другой — предусматривается отмена экспортных таможенных пошлин на готовые товары. Дело в том, что у большинства отечественных предприятий обрабатывающей промышленности нет достаточных внутренних ресурсов для реализации ориентированных на экспорт проектов. Кроме того, недостаточно развиты отечественные системы сертификации и контроля качества экспорта продукции, отсутствует координация действий по выходу на внешние рынки. А если часть денег, ранее уходивших на оплату экспортных таможенных пошлин, будет оставаться у экспортеров, то они смогут наладить и свой менеджмент, и — полноценное производство. По крайней мере, косвенное регулирование экспорта товаров может дать дополнительные стимулы для увеличения экспорта.
Но это — в будущем. А пока экспорт сдерживается не только этими факторами, но и — лицензированием, количественными ограничениями, запретами. Так, например, в канун посевной и уборочной страды правительство регулярно вводит запрет на экспорт мазута. Чтобы и цены в узде удержать, и рынок насытить.
Но, конечно же, мы очень заинтересованы в том, чтобы увеличивать экспорт. Еще недавно экспорт поощрялся особенно, если он шел в дальнее зарубежье. Экспортерам возвращался НДС, предоставлялись отсрочки по уплате налогов. Конечно, в этом случае государство пыталось убить одним выстрелом два зайца. Во-первых, предприятия действительно охотно начинали сотрудничать со своими зарубежными партнерами. Во-вторых, государство получало, пусть и не большую, но все-таки гарантию — в том, что валютная выручка вернется обратно в страну.
Возможно, уже в скором будущем будет реализована программа страхования экспортных операций. Если учесть, что с менеджментом и опытом у нас большой «напряг», то это просто необходимо. Потому что риск — не всегда благородное дело.
Поддержи отечественного производителя!
Ну и напоследок поговорим о хлебе насущном. О том, какие продукты мы предпочитаем покупать в магазинах. Помнится, несколько лет назад в соседней России началась акция «Покупай российское!» и на этой волне стало подниматься отечественное производство. А у нас о патриотизме заговорили совсем недавно. А потому еще видимые результаты кропотливой работы под большим вопросом. Как указывают данные опроса исследовательской компании «Комкон-2 Евразия», почти для пятой части алматинцев не важно, в какой стране произведены те или иные продукты питания. Однако многие из тех, кто этим вопросом задается, предпочитают покупать казахстанские продукты (74, 7 процента). Далее следуют российские продукты (16, 7 процента) и страны дальнего зарубежья (2,3 процента). Что интересно, каждый пятый алматинец (а это большая цифра!) приобретает казахстанские продукты питания именно в целях поддержки отечественного производителя. Это не большая, но все-таки надежда на то, что в скором времени или со временем обыкновенный потребитель станет потребителем патриотическим. То есть, если сейчас он покупает отечественное только исходя из патриотических чувств (не взирая на качественные характеристики и цену), то очень скоро его кредит доверия оправдается на все 100 — не может такого быть, чтобы 5 и 10 лет подряд отечественные производители надеялись только на голимый патриотизм и не подкрепляли его своими стараниями.
Заграница нам поможет?
То, что мы сегодня стремимся заработать любыми средствами на жизнь, это нормально. Однако сегодня совершенно очевидно, что «спрос диктует предложение». А так и хочется сказать: не предложение, а соображение. От того, каков спрос на мировом рынке, во многом зависит и наш экспорт — самый стратегический интерес. Конечно, нам хочется продавать больше и выгоднее. Но от нас это почти нисколько не зависит. Дело в том, что на мировом рынке образуются бреши, которые могут заполнить самые прыткие. Не хотелось бы думать, что самые — безрассудные, способные пожертвовать ради сиюминутной выгоды и своей репутацией, и, в конце, концов, прибылью…