Столяр по книжкам - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Столяр по книжкам

Столяр по книжкам

Новые подробности из научного мира: российские педагоги сделали заявление по поводу того, что Казахстан должен заплатить стране за использование учебной литературы по профобразованию.

  • 13 Февраля 2006
  • 1476
Фото - Caravan.kz

На что Алма Абылкасымова, директор республиканского научно-практического центра «Учебник» заявила, что книги, о которых идет речь, были написаны в советское время и являются всеобщим достоянием.
И хоть ее мнение прозвучало не по-современному крамольно, большинство признали правильность суждения.
Впрочем, избавившись от такого рода мзды, Казахстан все равно остался стоять перед большой проблемой — учебники для профессиональных учебных заведений страны.
Учатся на профи, становятся профанами
Напомним, что в 2001 году вышло постановление правительства о создании целевой программы подготовки учебной литературы для начального, среднего и профессионального образования.
Исполнители ретиво взялись за дело. Говорят, поспешишь — людей насмешишь. Нам впору плакать. Алма Есимбековна говорит, что нельзя было к такому вопросу как издание учебников для профшкол «подлетать» сгоряча.
Ученые должны были сказать свое веское слово: для профобразования нельзя создавать учебники как таковые, в классическом понимании этого слова. Обучение разным профессиям необходимо вести по учебно-методической литературе, пособиям, написанным по каждой специальности в отдельности. Причем, не надо было изобретать колесо, достаточно взять за основу российские методики.
Увы. Вслед за постановление исправные чиновники стали поэтапно разрабатывать учебники, и в 2003-04 годах поставили издание книг на конвейер. Есть информация, что чиновники высшего состава спешно приспособились печатать не только книжную макулатуру, но и «капусту рубить». Имели в своем подчинении типографии, о качестве книг особо не задумывались. В результате сегодня в стране нет ни одного нормального профессионально подготовленного издания по профобучению.
Сейчас, с высоты пройденных лет и допущенных ошибок, можно сказать, что остановить тиражирование никому ненужных учебников должны были ученые. Преподавательский корпус профшкол мог бы заявить о том, что в этом направлении невозможно и немыслимо создание учебника по каждой специальности в отдельности. Надо было ограничиться методичками.
Параллельно изучать тему, привлекать ученых. Алма Есимбековна считает, что во многом ситуация запуталась из-за того, что по профобучению была принята целевая программа. Создание спецучебников стояло чуть ли не пунктом номер один. Правда, на тот момент коллеги из зарубежных стран удивлялись столь странному решению, но случилось то, что случилось.
Господин Никандров, президент Российской академии Образования недавно выступал на совместном заседании, посвященному вопросам создания учебников и учебного комплекса для начального, среднего звена и профобразования.
Признавался, что в России такой программы нет, поэтому у ученого мира наша «недальновидность» вызвала только недоумение и откровенное удивление.
Как можно написать учебник для сантехника? Никак. Нельзя учить профессии по одной программе, по одной методике. Нельзя загнать специальность в единый учебник.
Сегодня все понимают, что будущим монтерам, менеджерам, строителям и столярам должны быть предложны разновариантные методические материалы, учебные пособия. Это должно стать основой, все остальное будет представлено в виде мастерства, о котором невозможно написать книгу, но его можно передать вживую на практических заданиях. Даже в школе нельзя учить детей по одному учебнику, а уж о профшколе и говорить нечего!
Кроме того, специалисты центра «Учебник» — мощные методисты уверены, что учебная литература должна быть четко выверена по стандартам образования.
Говорят, в 2002 году стандарты были приняты, однако до сих пор они не проникли в суть и содержание книг, поэтому говорить о создании нового поколения учебной литературы, нельзя.
Без стандартов Казахстан выпустит очередную гору макулатуры. «И еще без четко выверенной методики преподавания, — добавляет Алма Абылкасымова, — создавать учебники нельзя. Макс Планк, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии говорил: «Неважно чему учить, важно как формировать методическое мышление».
Видимо ученые Казахстана напрочь забыли завещание физика…
Компьютерные книжки — не горят
Костер из компьютерных учебников не получится, но, говорят, им все равно грозит полное уничтожение. К такому выводу пришли международные эксперты, которые были приглашены центром «Учебник» для инспекции виртуальных учебников.
В ноябре прошлого года из России и Кыргызстана в Казахстан прибыли ученые-методисты по электронным изданиям. И сразу стало ясно, что до электронных учебников отечественные книгоиздатели не доросли, хотя система изготовления новомодного носителя знаний в стране была поставлена неплохо.
Сверху спустили указание, чтобы все областные департаменты изыскали средства и закупили компьютерные книги. Практически в каждой школе в последнее время можно было их найти. Чиновники забыли об одном, вбухав невиданные средства в заведомо «убитое» содержание — как выяснили независимые эксперты, компьютерные носители знаний ничем не отличались от низкопробных классических учебников, а некоторые и просто дублировали официальные книги.
В Казахстане созданием виртуальной литературой занимался Центр информатизации. Его специалисты уверяли всех и вся, что разработали свои версии книг, говорили об эксклюзивных изданиях. Причем речь шла о более чем ста учебников. На деле же оказалось, что качественные методички были созданы только для высшей школы. Для среднего звена — только 13 (!).
По крайней мере, ровно столько книг было представлено на экспертизу в центр. И все они были забракованы. Специалисты из Карагандинского центра новых технологий откровенно пришли в ужас, увидев эти электронные издания.
Недавно в Астане прошел международный семинар, были приглашены ученые из разных стран, обсуждалась острая тема: как разработать концепцию создания образовательных электронных изданий, какие должны быть заложены принципы и критерии в виртуальные книги, какая дидактика?
Сегодня можно сказать, что в Казахстане разрабатывается концепция создания учебника будущего. Разработчики хотят подключить к этой работе всех методистов страны, организовать обсуждение документа на сайте Министерства образования и науки РК. Алма Абылкасымова говорит, что Москва озадачена тем же вопросом — она буквально на днях вернулась из Москвы, где принимала участие в семинаре по актуальным проблемам книгоиздания Российской Академии Образования.
Что завтра выйдет в свет?
Все это должно было случиться 10 лет назад. Но стоит ли теперь оглядываться, когда полезнее смотреть в будущее. Сегодня важнее найти ответ на вопрос: когда в Казахстане будут созданы нормальные учебники?
Наверное, тогда, когда подрастет поколение отечественных методистов.
Г-жа Абылкасымова считает, что, несмотря на некомпетентность наших авторов в написании школьных учебников, казахстанская методнаука все равно функционирует.
У нас есть специалисты по методике преподавания точных и естественных наук. И есть надежда, что вооруженные новой концепцией, они создадут новые книги…