Столица не резиновая: что ждет Нур-Султан через 30 лет - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Столица не резиновая: что ждет Нур-Султан через 30 лет

Столица не резиновая: что ждет Нур-Султан через 30 лет

Через 30 лет население Нур-Султана вырастет в два раза, станет больше зарабатывать и меньше рожать. При этом улицы казахстанской столицы заполонят то ли экспаты, то ли гастарбайтеры – это уж будет зависеть от того, как о себе заявим.

  • 31 Мая 2019
  • 4598
Фото - Caravan.kz

Жить будем дольше, поэтому нужны больницы

Эксперты казахстанского центра исследований и консалтинга и российской прогнозной компании “Strategy Partners” представили за “круглым столом” совместное видение будущего демографического развития Нур-Султана.

– Мы предполагаем, что смертность в городе будет постепенно падать и к 2050 году ожидаемая продолжительность жизни вырастет до 80 лет у мужчин и до 84 – у женщин, рождаемость упадет почти в три раза: с трех детей на одну женщину сейчас до 1,6 в 2052 году, – говорит консультант “Strategy Partners” Александр ГРУЗЕНКИН.

При этом, как считают эксперты, в городе Нур-Султане аномально высокий приток мигрантов из других регионов Казахстана: 35 человек на тысячу жителей в среднем приезжали в столицу с 2012 по 2017 год.

Со временем внутренняя миграция в Нур-Султан должна сокращаться, и к 2050 году, по прогнозу экспертов, упадет до трех человек на тысячу живущих.

А вот внешняя миграция, напротив, должна расти. С 0,2 сейчас до 10,8 человека – в 2052 году. Таким образом, по оптимистичному сценарию, к тому времени в Нур-Султане будет жить 2,6 миллиона человек, по пессимистичному – 1,9 миллиона.

Из этого аналитики делают вывод: в ближайшие пару лет город должен все силы бросить на строительство детских садов, потом школ и вплоть до 2037 года будет нуждаться в новых колледжах и вузах. Ну а в 2037 году можно вновь начинать строить детские сады. И далее по кругу. Кому в Астане жить хорошо

Перинатальных центров казахстанской столицы на ближайшие 15 лет хватает, а вот больницы и поликлиники должны строить все больше и больше: население города стареет.

Деньги и роды

Свой прогноз эксперты строили с оглядкой на историю развития европейских и американских городов со схожим климатом и географическим положением. В качестве ориентиров – Монреаль, Калгари, Миннеаполис, Берлин, Вена, Стокгольм, Хельсинки, Будапешт и Варшава. Присутствовавшие за “круглым столом” эксперты и чиновники выборкой и выводами футурологов остались удовлетворены не полностью. Ну, например, понятное дело, что Берлин и Вена – города хорошие, но там ведь Европа, а у нас – Азия и традиции многодетности.

– Эти тренды одинаковы для всех. Подобный переход произошел в Турции, Саудовской Аравии: по мере нарастания городского населения и увеличения благосостояния людей, как правило, рождаемость падает. И мы должны этот тренд учитывать, – объясняет методику партнер центра исследований и консалтинга Ануар БУРАНБАЕВ.

Как подчеркивают аналитики: меры господдержки рождаемости в долгосрочной перспективе на демографию особого влияния не окажут.

– По мере увеличения благосостояния общества изменяется культурный паттерн поведения женщин. Они начинают более активно вовлекаться в экономический оборот, у них появляются свои карьерные ожидания. Соответственно происходит первый признак демографического перехода: сдвигается возраст первых родов, уменьшается количество детей. С ростом количества населения, относящегося к среднему классу, изменяется отношение общества к детям. Я может жестко скажу, но в развивающихся странах ребенок – это источник дохода, потому что он лет с 8 может что-то делать. В развитых странах ребенок – это источник расходов, – говорит Ануар Буранбаев.

Понаедут

Свой прогноз о будущем казахстанской столицы эксперты делали, опираясь на существующие стратегии развития города, страны и экономики. Поэтому через 30 лет по их видению население Нур-Султана будет расти в первую очередь за счет внешних мигрантов: казахстанская столица станет мегаполисом с развитой экономикой, и это, конечно же, привлечет искателей лучшей жизни из других государств. И очень важно уже сейчас делать так, чтобы ехали к нам не только низкоквалифицированные специалисты, но и инженеры, ученые и далее по списку.

– Мы должны стать магнитом для молодых талантов Евразии. Ну или хотя бы Евразийского экономического союза. В качестве таргетируемых рынков, откуда мы хотим видеть мигрантов, – тюркский мир, прилегающие Сибирский, Уральский и Поволжский округа Российской Федерации. С высокой долей вероятности, если Узбекистан войдет в ЕАЭС, то – оттуда.

Ключевой вопрос, который нужно решить, – это за счет чего привлекать сюда мигрантов? Триггер, важный фактор для молодежи, – образование.

Шаги в этом направлении делаются: есть Назарбаев Университет, создается IT-университет. Плюс есть идеи по приземлению здесь кампусов престижных иностранных университетов. Второе, что мы должны предложить, – это разнообразно растущая экономика, – считает Ануар Буранбаев. Дети-невидимки: в Астане озаботились правами детей мигрантов

Как уверены эксперты, следующее десятилетие станет временем борьбы за таланты. Выиграет Казахстан в этой борьбе или нет – сказать сложно, но задел у нас хороший. Самое главное – мы не просто боремся с появляющимися проблемами, а работаем на опережение.

– По разным прогнозам, 600 глобальных городов уже сейчас формируют более 80 процентов прироста мирового ВВП, мир движется к городской экономике. Соответственно для нас, как для страны, очень важно, чтобы на территории Казахстана было несколько сильных опорных центров. Именно поэтому еще в стратегии пространственного развития 2006 года было сказано, что Казахстану нужно несколько городов-хабов. Эта работа продолжается. Сейчас есть Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Актобе. И важно, чтобы столица интегрировалась в сеть глобальных городов. Для этого здесь должно быть пересечение финансовых, людских, торговых, информационных и других потоков. Но проблема в том, что город может стать глобальным, но эта глобальность способна породить множество проблем. Например, столица Нигерии. Город глобальный, но жить в нем некомфортно. Наша задача – избежать проблем ложной урбанизации: фавелы и прочее, и прочее. Оценка демографических трендов позволяет предотвратить эти проблемы, – объясняет Ануар Буранбаев.

Но есть и проблемы, которым нет универсального решения:

– Если бы Нур-Султан не стал столицей, не было бы такого притока мигрантов, его население к 2052 году составило бы менее 1 миллиона человек. И здесь возникнут большие вопросы: как осуществить интеграцию приезжих, как обеспечить идентичность города? – вопрошает Александр Грузенкин.

Сейчас, уже зачастую постфактум, этими вопросами задаются правительства всей Европы, но везде ответы свои.

НУР-СУЛТАН