Стой, кто идет! - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Стой, кто идет!

Стой, кто идет!

На 26 километров погранзаставы "Кабланбек" Сарыагашского района, приходится до 90 % всех нарушений казахстанско-узбекской границы в ЮКО.

  • 23 Июля 2004
  • 2142
Фото - Caravan.kz

Погранзастава «Кабланбек» в Сарыагашском районе ЮКО была организована около трех лет назад и предназначалась для усиления охраны казахстанско-узбекской границе на самых южных, и, пожалуй, самых неспокойных рубежах Казахстана.
В целом под контролем пограничников «Кабланбека» находится 26 км казахстанско-узбекской границы — расстояние сравнительно не большое.
Традиционно служба пограничника представляется круглосуточными и длительными обходами пограничной полосы в труднодоступных и безлюдных горных или степных районах, — говорит командир Сарыагашского погранотряда Дархан Дильманов, — однако, у военнослужащих погранзаставы «Кабланбек» несколько другие условия службы.
О безлюдности говорить не приходится, шутка ли, на 20 с лишним километров пограничного участка, только с казахстанской стороны разместилось около десятка различных населенных пунктов, в том числе и поселок Жибек-Жолы с населением порядка 10 тысяч человек.
Со стороны Узбекистана плотность населения приграничного района и того больше. Чрезвычайная густонаселенность, обилие и оживленность транспортных коммуникаций, непосредственная близость узбекской столицы накладывают свои особенности пограничного режима.
Своеобразный факт, — говорит начальник регионального управления «Онтустик» Марат Мажитов, — как правило, миграционные потоки населения устремляются в столицы или крупные города. А здесь мы фиксируем обратное явление, — из Ташкента, столицы соседнего государства, идет постоянный отток гастарбайтеров в приграничные районы Южно-Казахстанской области. Причем для большинства узбекских нелегалов незаконное пересечение границы стало ежедневной нормой жизни. Утром узбеки стремятся пробраться в Казыгуртский или Сарыагашский район для поденных заработков на сельхозработах, а вечером они уезжают обратно домой — в Ташкент и пригороды.
Разность экономических систем двух соседствующих государств наглядно проявилась в том, что даже столичные жители Узбекистана идут на риск нелегального перехода границы ради крестьянского труда в Казахстане.
Только за последний месяц было выявлено около ста нарушителей границы. И это при том, что с казахстанской стороны вообще нет никаких ограничений на переход через границу для граждан РУ или иных стран Средней Азии.
На официальном, комфортабельном пограничном посту «Жибек Жолы» достаточно предъявить удостоверение личности как узбекского, так и иного образца стран СНГ, и тебя беспрепятственно пропускают в Казахстан. Конечно, в случае если гражданин РУ собирается трудоустроиться в Казахстане, он обязан пройти регистрацию в миграционной полиции ЮКО.
Однако по большому счету, правовые вопросы трудоустройства иностранцев в Казахстане вовсе не входят в компетенцию пограничников, и как таковые не могут служить причиной отказа для перехода через границу.
Это уже дело полицейских-миграционщиков затем выявлять и высылать незаконных гастарбайтеров или транзитников из Казахстана.
Однако узбекистанский пограничный режим в этом отношении куда более категоричен. Узбекские пограничники не выпускают своих сограждан за рубеж без наличия всех командировочных документов. Потому-то узбекские нелегалы в первую очередь пытаются объездными и окольными путями обойти свои пограничные и таможенные посты. Ну и автоматически оказываются нарушителями казахстанского пограничного режима.
В принципе, такому «не криминальному» узбекскому нелегалу задержание казахстанским нарядом ничем не грозит. Его просто передают узбекским органам. Но вот этого-то нарушители и боятся больше всего. Там им грозят административные и штрафные санкции, которые разом способны свести к нулю все многомесячные усилия гастарбайтера. А потому, узбекские нелегалы не раз усугубляли ситуацию на казахстанской границе, стремясь избежать встречи и с нашими пограничниками, как настоящие шпионы. И хотя в общей статистике правонарушений на границе нелегалы занимают прочное лидерство (80 % от всех нарушений), совсем иное дело — контрабандисты.
По сообщению Марата Мажитова, с 2000 года казахстанским пограничникам приходилось 12 раз применять огнестрельное оружия при попытке контрабандного провоза. (С узбекской стороны, как отмечают казахстанские пограничники, оружие применялось в общей сложности 14 раз. В том числе 4 факта привели к человеческим жертвам среди казахстанских граждан).
У казахстанских пограничников применение оружия ограничивалось предупредительным огнем. Пострадавших не было. (Исключение составляет весенний инцидент на рынке «Сапар», уголовное расследование по которому пока не закончено).
Виды контрабандного товара носят типично сезонный характер. Так в летне-осенний период в основном идут попытки нелегального провоза овощей и бахчевых из Узбекистана в РК. Постоянно фигурируют в сводках задержания контрабанда ГСМ, товаров народного потребления. С некоторых пор заметно упал нелегальный провоз в Узбекистан муки и зерна.
Характерно, что контрабандные пути идут почти по такой же схеме, что и попытки нелегального перехода границы. Транспорт с нелегальным грузом как правило не удаляется далеко от основной трассы — Ташкент — Жибек-Жолы — Шымкент. Лишь на подъезде к таможенным и пограничным постам на Жибек-Жолы, контрабандисты съезжают на объездные дороги, стремясь проскользнуть мимо таможенных и пограничных нарядов.
И здесь казахстанские пограничники отмечают высокую степень взаимодействия со своими узбекскими коллегами.
— Вообще, — говорит Дархан Дильманов, командир Сарыагашского погранотряда, в охране государственной границы казахстанские и узбекистанские органы нередко практикуют шахматный порядок дозора.
— Если определенный отрезок границы усиленно охраняется узбекским пограннарядами, то следующий участок берут на себя казахстанские пограничники. Учитывая, что интересы и у тех и у других совершенно тождественны: не допустить незаконного перехода и контрабанды, происходит значительное усиление в охране государственных рубежей, оперативность и эффективность реагирования пограничных сил.
Тот факт, что именно на пограничников заставы «Кабланбек» приходится до 90 % выявлений всех нарушений границы в ЮКО, говорит не только о качестве пограничного контроля в данном районе. Это также и признак повышенной концентрации разнообразных, и не всегда законных интересов и деятельности жителей густонаселенных районов.
Не случайно, погранзастава «Кабланбек» изначально комплектовалась военнослужащими-контрактниками.
По мнению командования погранотряда, это позволяет на порядок повысить эффективность службы, привлечь к делу наиболее профессиональные кадры, подготовленных специалистов.